Новая стратегия национальной политики РФ: что изменилось и как ее оценивают эксперты
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi9yaWEtNjE3ODk2NW1yOTAwLmpwZw.webp)
Фото - © РИА Новости, Наталья Селиверстова
Каковы приоритеты российского государства в области межнациональных отношений на ближайшие 10 лет, читайте в материале РИАМО.
Что такое Стратегия национальной политики РФ
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi9yaWEtNTg5ODk1MW1yOTAwLmpwZw.webp)
Фото - © Максим Блинов/РИА Новости
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2036 года была утверждена Указом Президента от 25.11.2025 №858.
Она заменила предыдущий документ с аналогичным названием, только до 2025 года (была принята Указом Президента от 19 декабря 2012 года №1666).
Стратегия определяет цель, принципы, приоритетные направления государственной национальной политики РФ и является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности государства.
Что нового в Стратегии национальной политики РФ до 2035 года
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi9yaWEtMjczMjA4N21yOTAwLmpwZw.webp)
Фото - © РИА Новости, Евгений Биятов
Принципиальные изменения в новом документе сравнительно со старым начинаются со второго раздела, который в обоих случаях носит название «Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации».
Если старая Стратегия начиналась со слов «Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира», то новая – с фразы «Государственная национальная политика основывается на историческом опыте становления и развития России как самобытного государства-цивилизации» (этот термин в документе появился впервые).
Далее следует утверждение об объединяющей роли «государствообразующего русского народа». Оно сделано на основе соответствующей статьи Конституции, появившейся в нынешнем виде в результате поправок 2020 года. Любопытно, что формулировки «государствообразующий русский народ» в Основном законе нет – там об этом говорится более расплывчато.
Несмотря на то, что многие комментаторы считают придание русскому народу статуса государствообразующего большим шагом вперед, в старой Стратегии было похожее утверждение: «Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим звеном которого исторически являлся русский народ».
Акцент на русском народе сделан и в контексте результатов Всероссийской переписи населения. Если в предыдущей Стратегии говорилось, что в России «проживают представители свыше 190 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан)», то в новой аналогичный пункт дополнен следующим: «Подавляющее большинство населения Российской Федерации составляют русские (80,85% от числа лиц, указавших свою национальную принадлежность, по данным Всероссийской переписи населения 2020 года)».
Каковы угрозы национальной безопасности Российской Федерации
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi9sb3JpLTAwNDcxNTY5MDYtYmlnd3d3LmpwZw.webp)
Фото - © Pixel_shot / Фотобанк Лори
В новой Стратегии существенно расширен перечень угроз национальной безопасности РФ. В частности, к ним добавлены следующие:
- предпринимаемые недружественными иностранными государствами усилия по дестабилизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, расколу российского общества и нарушению его внутреннего единства;
- участившиеся попытки распространения, в том числе отдельными иностранными гражданами и лицами, приобретшими гражданство Российской Федерации, идеологий терроризма, экстремизма и неонацизма, русофобских взглядов, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности;
- нарастающая в международном пространстве русофобия, дискредитация русского языка и культуры, традиционных для России религий, активизация усилий по искажению исторической правды и уничтожению исторической памяти о Великой Отечественной войне, других значимых событиях российской истории и роли в этих событиях народов России;
- формирование на отдельных территориях несвойственных им мест повышенной концентрации определенных этнических общностей, обусловленное внешними миграционными процессами.
При этом из числа угроз был исключен пункт, упоминавшийся в предыдущей Стратегии: «Отток русского и русскоязычного населения из регионов Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Каковы цели и принципы национальной политики РФ
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi9yaWEtMzI4OTAzMG1yOTAwLmpwZw.webp)
Фото - © Рамиль Ситдиков/РИА Новости
Целью государственной национальной политики, согласно новой Стратегии, является «укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) при сохранении этнокультурного и языкового многообразия для обеспечения развития страны, ее государственной и территориальной целостности, внутренней политической и социальной стабильности».
В предыдущей версии документа целей было больше. В частности, исчезли такие из них, как:
- развитие демократических институтов;
- обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка и других обстоятельств;
- успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество.
Любопытно, что из принципов государственной национальной политики РФ был исключен следующий пункт: «Недопустимость создания политических партий по признаку расовой, национальной или религиозной принадлежности».
Каковы целевые показатели и ожидаемые результаты новой Стратегии
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi9yaWEtODU0OTMzOW1yOTAwLmpwZw.webp)
Фото - © Александр Гальперин/РИА Новости
В отличие от предыдущего документа, в новой Стратегии установлены конкретные процентные показатели, которых необходимо достичь к 2036 году. Среди них:
- уровень общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) – не менее 95%;
- доля граждан Российской Федерации, положительно оценивающих отношения между представителями различных национальностей в месте своего проживания, – не менее 85%;
- доля мероприятий, направленных на популяризацию русской культуры, в общем количестве этнокультурных мероприятий – не менее 50%;
- доля граждан Российской Федерации, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной и языковой принадлежности, – не менее 90%;
- доля граждан Российской Федерации, допускающих возникновение серьезных конфликтов на национальной (этнической) почве в месте своего проживания, – не более 15%.
Из ожидаемых результатов реализации Стратегии, по сравнению с предыдущей версией, были исключены следующие:
- обеспечение условий для сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации;
- создание условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество;
- а пункт «предотвращение, мирное разрешение конфликтных ситуаций в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений» был заменен на «снижение количества конфликтов на национальной (этнической) и религиозной почве», что весьма красноречиво характеризует произошедшие за 13 лет изменения.
Что говорят о новой Стратегии национальной политики РФ эксперты
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi9zdGlsbC1saWZlLWRvY3VtZW50cy1zdGFjay5qcGc.webp)
Фото - © Freepik.com
Новую Стратегию национальной политики комментировали главным образом сторонники ограничения миграции в Россию. Основные тезисы этой группы представил политолог Вадим Трухачев (в частности, ими поделился в своем телеграм-канале депутат Госдумы Михаил Матвеев).
Одним из главных недостатков Стратегии Трухачев, как и многие другие эксперты, считает отсутствие перечня коренных народов России.
«Упоминаются только коренные малочисленные народы. Значит, и таджики с киргизами могут считаться коренными», – отметил политолог.
Кроме того, подобно ряду других комментаторов, эксперт усомнился в достоверности приведенных в документе данных о том, что общероссийская гражданская идентичность превысила уровень в 92%, а 75,1% граждан РФ положительно оценивают межнациональные отношения в России. Еще одним недостатком Стратегии Трухачев считает подтверждение закона 1996 о национально-культурных автономиях, приведшего к созданию и деятельности «диаспор».
При этом политолог положительно оценивает прямое упоминание о государствообразующем русском народе и признание того факта, что среди лиц, получивших гражданство России, равно как и мигрантов, есть носители радикальной экстремистской идеологии. «То есть жирный намек на то, что паспорта часто дают не тем», – резюмировал эксперт.