Музыканты сгоревшего колледжа: про нехватку инструментов и «странный» пожар
Пожар в Московском областном музыкальном колледже (МОМК) имени С.С. Прокофьева в подмосковном городе Пушкино, который вспыхнул в ночь на 4 февраля, оставил студентов без крыши над головой и возможности заниматься: деревянное здание 1936 года постройки восстановлению не подлежит. ЧП получило широкий общественный резонанс, так как колледж имеет большое значение для культурной жизни региона. Его студенты принимают участие в международных фестивалях и конкурсах, а выпускники становятся студентами престижных музыкальных вузов. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, посетив место пожара, пообещал построить новое здание колледжа и музыкальной школы. С какими проблемами столкнулись студенты и преподаватели, и чего они ждут, узнал корреспондент РИАМО.
Андрей Воробьев встретился с жителями Пушкинского района, где сгорел колледж. ФОТОЛЕНА>>
Илья Рейбарх, преподаватель колледжа, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра:
«Странный пожар. Этой осенью случилось уже два пожара в соседнем деревянном здании. Со второй «попытки» наших пустующих соседей все-таки сожгли. Сам пожар был очень сильный, но его последствия еще сильнее.
Во-первых, последствия административные. Самое страшное, что может произойти – слияние нашего колледжа с другими областными колледжами искусств. По сути, это означает наше закрытие: студентов «рассуют» по другим заведениям, а преподавателям насильно предложат тот же объем нагрузки в ДМШ и ДШИ области. Сейчас необходимо именно этого не допустить.
Во-вторых, последствия информационные. Сейчас шума и праведного гнева много. В то же время в социальных сетях некоторые наши выпускники, что совсем прискорбно, начинают активно развивать тему низкого уровня профессионализма педагогического коллектива нашего колледжа и еще более низкого уровня выпускников. Увы, и моя скромная персона – именно как руководителя оркестра – тоже попала под удар. Сегодня это ругань пока лишь в соцсетях, но уже через месяц-другой все это может стать общим информационным гулом, оправданием закрытия колледжа.
Я руковожу не только оркестром в колледже имени С. С. Прокофьева. Мне повезло с трудоустройством – имею честь руководить оркестром народных инструментов в колледже при МГИМ им. А. Г. Шнитке, и еще более горжусь служением в театре – дирижер театра им. Е. Вахтангова. Но лично для меня симфонический оркестр колледжа – самый сложный и самый дорогой.
Студенты разные, но все они очень целеустремленные, все они музыканты с большой буквы. Некоторым из них я уже сейчас готов гарантировать будущую академическую карьеру. Да, мы не выпускаем солистов. Да, вряд ли кто-либо из наших студентов впоследствии займет призовое место на конкурсе Чайковского. Мы выпускаем массовый, но от того не менее важный «товар» – мы готовим педагогов, концертмейстеров и, что для меня очень важно – артистов оркестров».
Музыкальную школу построят в Пушкинском районе вместо сгоревшего колледжа>>
Алина Савилова, студентка 3-го курса:
«Моя жизнь с раннего детства проходила под звуки музыки, я очень любила петь и всегда мечтала научиться играть на фортепиано. Однажды, услышав, как поет Анна Нетребко, я влюбилась в оперу раз и навсегда. Тогда-то и решила, что хочу связать свою жизнь только с музыкой.
Сейчас я учусь в классе у Людмилы Викторовны Домаревой, которая является для всего нашего маленького вокального коллектива второй мамой, мы называем себя «домаревцами». Это не только прекрасный, добрый, отзывчивый человек, но и уникальный педагог, который делает невероятные вещи с нашими голосами. Людмила Викторовна может с полувзгляда понять, что происходит в глубине души каждого из нас.
Помимо музыки, в моей жизни есть КВН. От нашего колледжа выступает команда КВН «ПроКофе». Несмотря на то, что команда молодая, в ее копилке есть достижения, которыми стоит гордиться. Мы всегда стараемся выделяться, быть оригинальными, интересными, смешными, и нам это удается!»
Строительство музшколы в Пушкине должно начаться не позднее июля - Воробьев>>
Маргарита Прасмыцкая, студентка 2-го курса:
«4 февраля, около 12 часов дня, мне позвонила однокурсница и сказала, что наш колледж сгорел. Это было потрясением, я не могла поверить в то, что произошло.
Для каждого студента, не говоря о педагогах, колледж стал вторым домом, каждый нашел для себя любимый кабинет для самостоятельных занятий, любимый столик в буфете, облюбовал одну из лавочек. Я до сих пор не могу поверить в то, что теперь никогда не смогу зайти в это здание, пройтись по коридорам, что больше никто из нас не будет играть на сцене Большого зала.
Я уверена, что пожар вызван не замыканием проводки, потому что она была в хорошем состоянии, ее часто проверяли, также в колледже был хороший новый ремонт.
На юбилей колледжа мы выбрали сценку с участием Музыкального Призрака колледжа, который хотел бы поздравить с этой датой всех преподавателей и студентов, и рассказать некоторые смешные моменты из полувековой жизни нашего колледжа. К сожалению, теперь нам не удастся воплотить ее в жизнь, потому что у нас уже нет здания, где мы хотели провести этот юбилейный концерт...»
Музколледж, здание которого сгорело в Пушкине, празднует 50-летие в 2016 г>>
Мария Нигей, студентка 1-го курса:
«Самое главное, чего мы лишились – это той волшебной атмосферы, которая царила у нас в колледже, в которой так комфортно было находиться. Все были дружелюбные, приветливые, талантливые, неординарные, интересные.
4 февраля в 9.15 мне позвонила преподаватель по общему фортепиано. Первое, что она сказала: «Так, ты почему все еще спишь, а не занимаешься?» А потом сообщила новость: колледж сгорел. Будем теперь заниматься в классах музыкальной школы, в лесном техникуме. Не думаю, что там будут стоять рояли, как в колледже. И еще неудобно, конечно, когда занятия в разных зданиях или городах».
Строительства дома не допустят на месте сгоревшей музшколы в Пушкинском районе>>
Майя Пиденко, студентка 3-го курса:
«Я плакала, когда узнала о пожаре. Как будто погиб кто-то родной, а не просто здание. Первая мысль – о поджоге. У нас чуть ли не каждый месяц были проверки и учебные эвакуации по пожарной безопасности. После первого пожара администрация была особенно острожной. Поэтому я не очень верю в версию неисправной проводки.
Сейчас неравнодушные люди объединились и стали делать, кто что может, чтобы помочь колледжу выжить. Мои родные рассылают в интернете призывы подписать петицию о восстановлении колледжа, родители других ребят приходят раскапывать «останки» колледжа и вывозить то, что уцелело. Я сама по мере возможности прихожу помогать, чем могу. Низкий поклон каждому из волонтеров – отрадно, что у нас есть такие друзья.
Я не знаю, как теперь мы будем учиться. Ходит слух, что какие-то предметы мы будем изучать удаленно. В моем понимании, это либо заочное обучение, либо обучение по скайпу. Но как можно обсуждать, спрашивать, узнавать, слушать что-то вне классной работы, а на домашнем обучении? Как можно обучиться музыке без ее присутствия?
Обещают выделить помещения в других учебных заведениях Пушкина и где-то по соседству. Мне повезло, я живу в своей квартире и у меня есть дома фортепиано. А те, кто живет в общежитии? Раньше они занимались в колледже все свободное время. А теперь как им быть? Я задумываюсь о том, чтобы приглашать в гости ребят из своей группы, чтобы они могли позаниматься на инструменте, если не будет другой возможности».
Студенты спели песню рядом со зданием сгоревшего колледжа в Пушкине>>
Иван Виноградов, преподаватель МОМК, художественный руководитель оркестра народных инструментов и камерного оркестра:
«В первую очередь, нас волнует то, что пожар уничтожил много ценных инструментов, благодаря которым функционировали оркестровые коллективы колледжа. Сгорели итальянский орган и старинный клавесин, почти полностью уничтожен парк роялей и фортепиано. Поэтому сейчас необходимо восстанавливать их наличие в учебном процессе для нормальной и полноценной работы всех отделов и оркестровых коллективов. Конечно, волнует и вопрос нового здания».
Короткое замыкание могло стать причиной пожара в колледже в Пушкине>>
Мария Павлова, заместитель директора по учебной работе, преподаватель колледжа:
«То, что случилось, стало для нас шоком, от которого мы до сих пор не отошли. Сразу же возникло много трудностей в организации учебного процесса. Начиная с того, что учебная литература и документы колледжа в процессе тушения пожара намокли, что-то уже не подлежит восстановлению, и заканчивая тем, что мы потеряли полностью класс ударных инструментов. Достать пианино проще – оно стоит дома у многих, а вот найти ударные инструменты сложнее – вряд ли в каждой квартире есть маримба. Помимо ударных и пианино, нам нужны также виолончели и контрабасы – все эти инструменты пропали в огне.
Пока учебный процесс будет проходить в нескольких зданиях, предоставивших нам свои помещения. Очень приятно, что помощь активно предлагают наши выпускники. Многие из них уже профессионально окрепли, стали директорами и преподавателями учебных заведений. В том числе, нам предлагают заниматься в Щелково, Фрязино и даже в Гнесинской академии. Пока занятия оркестра проходят на базе пушкинского Дома культуры. А ПТУ №54 предоставляет помещения для проведения занятий по общеобразовательным дисциплинам.
Случившийся пожар для нас – словно насмешка. В этом году мы собирались отмечать 50-летие колледжа, готовились праздничные мероприятия, концерт. Теперь уже ясно, что это не произойдет. А пока мы будем молиться, чтобы сегодняшнее решение губернатора было исполнено».
Алена Водопьянова