МЦК 1 год: 100 миллионов пассажиров и новые пересадки

МЦК 1 год: 100 миллионов пассажиров и новые пересадки
Акценты

Московское центральное кольцо (МЦК) – пожалуй, один из тех проектов, который пришелся по душе практически всем москвичам. Скептические прогнозы некоторых экспертов не оправдались – кольцо даже превзошло ожидания по объемам перевозок. В День города, 10 сентября исполнится ровно год с момента запуска МЦК. Корреспондент РИАМО выяснил, как запуск МЦК повлиял на транспортную ситуацию в столице в целом, и какие перспективы у этой транспортной системы.

Пассажиры МЦК: на дороге можно сэкономить от 15 минут до часа >>

Перевыполнили план

Как сообщили РИАМО в пресс-службе Московского метрополитена, за первый год работы МЦК воспользовались почти 100 миллионов пассажиров – на четверть больше, чем прогнозировалось. В будни МЦК пользуются около 370 тысяч пассажиров ежедневно, большинство из которых (61%) пересаживаются на МЦК со станций метро.

По данным метро, пассажиропоток на МЦК регулярно растет. Если в январе 2017 года в будни этим транспортом в среднем пользовались 295 тысяч человек, то в марте – уже 345 тысяч, а в мае – 354 тысячи человек в день. 31 марта по кольцу проехал 50-миллионный пассажир, 13 июля – 80-миллионный. Планируется, что рубеж в 100 миллионов пассажиров дорога преодолеет в сентябре.

При этом на МЦК действуют все проездные метро и городские льготы. За год около 12,3 миллионов поездок были совершены льготными категориями граждан.

Как пользоваться МЦК >>

Метро разгрузилось

На момент запуска в сентябре прошлого года на МЦК было открыто 26 станций, сейчас их число достигло 31-й. Примерно треть станций кольца имеют пересадки на станции метро. В ближайшее время с МЦК будут интегрированы еще три станции метро: «Шелепиха», «Хорошевская» и «Окружная», которые планируется открыть до конца текущего года.

Интеграция МЦК с метрополитеном серьезно разгрузила столичную подземку –сократился пассажиропоток на пяти самых загруженных линиях: Кольцевой (на 15%), Сокольнической (20%), Люблинской (14%), Серпуховско-Тимирязевской (5%), Филевской (12%). Благодаря этому пассажиры Сокольнической, Серпуховско-Тимирязевской, Калужско-Рижской, Калининской линий стали экономить время в пути, в среднем от 9 до 16 минут.

Кроме того, по данным статистики, МЦК улучшило ситуацию и в железнодорожном сообщении. Поскольку часть станций МЦК имеют пересадки на электрички МЖД, около 25 миллионов пассажиров с шести радиальных направлений железной дороги пересели на МЦК, не доезжая до железнодорожных вокзалов Москвы.

Благодаря этому, сократился среднесуточный пассажиропоток на пяти вокзалах – Казанском, Ленинградском, Ярославском, Курском и Рижском – от 20% до 40%. Так, Казанский вокзал освободился на 30% (58 тысяч человек), Курский – на 40% (117 тысяч человек), Ярославский и Ленинградский – на 20% (194 тысячи и 78 тысяч человек соответственно), на Рижском вокзале стало свободнее на 30% (4 тысяч человек).

Как уточнили в пресс-службе столичного метро, сегодня для пассажиров доступны шесть пересадок на МЦК со станций пригородных электропоездов, а до конца 2020 года количество пересадок увеличится до 10-ти. Четыре новых остановочных пункта свяжут МЦК с радиальными направлениями МЖД – Курским, Павелецким, Рижским и Горьковским.

Эксперты о запуске МЦК: транспортный прорыв или «перевозчик воздуха» >>

«Ласточки» ходят чаще

Как отмечают в московском метро, комфорт пользования МЦК регулярно растет.

Проезд на МЦК можно оплатить при помощи современных платежных систем: PayPass, PayWave, Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay.

Кроме того, в декабре 2016 года на кольце дополнительно появилось более 2000 элементов навигации, на 40% сократилась продолжительность аудиосообщений.

«С 1 мая поезда МЦК стали работать с пятиминутным интервалом в часы пик, и десятиминутным – в остальное время. Продолжительность вечернего пика увеличили на два часа», - сообщили РИАМО в пресс-службе столичной подземки.

Кроме того, число автомобильных парковок на транспортно-пересадочных узлах МЦК в перспективе увеличится до 17-ти.

Как сэкономить время на общественном транспорте >>

Привлекательно для бизнеса

Помимо прочего, МЦК способствует развитию прилегающих территорий. В ближайшие годы планируется развитие около 200 гектар земли бывших промзон, где появятся офисы, торговые площадки и апарт-отели. Причем развитие территорий предполагается за счет частных инвесторов.

Что касается окупаемости новой транспортной системы, то специалисты подчеркивают, что, в первую очередь это косвенная доходность, а не прибыль от билетов и рекламы.

«Ласточки» курсируют между промзонами, которые в ближайшее время будут активно застраиваться. Наличие вблизи мест застройки станций МЦК будет привлекать инвесторов и бизнес, что наверняка принесет столице хороший доход», - объясняет урбанист, блогер и автор портала «Город для людей» Аркадий Гершман.

Кроме того, в полную силу МЦК все еще не заработало. Если же предположить, что по итогам года кольцо перевезет 100 миллионов человек, каждый из которых заплатил по 35 рублей, получится 3,5 миллиарда рублей, рассчитывает координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.

«Я сомневаюсь, что МЦК окупится – и это нормально. Общественный транспорт – это один из тех столпов, на которых держится жизнь любого города, и, если он дотационный, в этом нет ничего страшного», - отмечает Шкуматов.

Транспортная доступность 14 районов Москвы улучшилась с запуском МЦК>>

Длинные пересадки и третий контур

При всей объективной успешности МЦК, из минусов эксперты называют длинные «холодные» переходы до метро и считают, что проект нуждается в развитии.

«Единственное, что сложно исправить – это длинные пересадки в некоторых местах. Но передвигать станции слишком затратно и трудоемко», - констатирует Гершман.

Долгие пересадки, действительно, создают неудобства пассажирам кольца. Так, в самых критичных – на «Дубровке» и «Полежаевской» - пассажирам приходится тратить на переход до метро по 15 минут.

«Понятно, что никто не будет двигать ни станции метро, ни станции МЦК, но обеспечить удобные всепогодные переходы между ними было бы вполне логично», - считает Шкуматов.

Эксперт уверен, что такой успешный проект, как МЦК, необходимо развивать – мало запустить поезда мало. По его словам, не за горами запуск Третьего пересадочного контура (ТПК) метро, который станет прямым конкурентом МЦК. И если кольцо не довести до ума, то люди предпочтут ТПК, заключил специалист.

МЦК соединят с 4 направлениями Московской железной дороги в 2018–2020 годы >>