Медведев проведет совещание по развитию Московского транспортного узла
МОСКВА, 19 сен - РИА Новости. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в среду проведет совещание, на котором планируется обсудить реализацию программы развития транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 года, а также определить ее наиболее значимые направления, в частности, в связи с присоединением новых территорий к Москве, говорится в сообщении пресс-службы правительства.
На совещании будут рассмотрены предложения федеральных ведомств, а также органов власти Москвы и Подмосковья по улучшению транспортной ситуации в столичном регионе, в том числе по совершенствованию нормативной базы транспортного комплекса.
Мероприятие пройдет на 33 километре реконструируемой федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь".
В совещании примут участие зампредседателя правительства Аркадий Дворкович, советник президента России Игорь Левитин, министр финансов Антон Силуанов, министр транспорта Максим Соколов, мэр Москвы Сергей Собянин, губернаторы Московской области Сергей Шойгу и Калужской области Анатолий Артамонов, представители заинтересованных министерств и ведомств, руководители отраслевых компаний.
В релизе отмечается, что Минтранс РФ разработал Программа развития транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 года (Программа МТУ) для формирования единого подхода в развитии транспортной инфраструктуры столичного региона. Программа МТУ включает мероприятия федерального, регионального и муниципального значения. Общий объем средств из всех источников на реализацию мероприятий программы составит порядка 7 триллионов рублей.
Реализация программы МТУ предусматривает три этапа. В настоящее время реализуется первый этап, рассчитанный на период 2011 - 2012 годы и направленный на стабилизацию ситуации и недопущение транспортного коллапса.
Железное кольцо в помощь
Для развития пассажирского сообщения в Московском регионе было принято решение создать ОАО "Московская кольцевая железная дорога" (МКЖД), которая займется реконструкцией и развитием Малого кольца Московской железной дороги. После реализации всех мероприятий грузовое железнодорожное сообщение будет перепрофилировано под пассажирские перевозки.
По планам, кольцевая железная дорога позволит более 250 миллионам пассажиров ежегодно пользоваться дополнительным транспортно-пересадочным контуром, для этого на ней ежесуточно будет курсировать 100 пар электропоездов с интервалами в часы пик до 5 минут.
Кроме того, президент РЖД Владимир Якунин писал, что РЖД в связи с планируемым расширением границ Москвы будет развивать Курское и Киевское направления Московской железной дороги и участок между ними для обеспечения транспортного обслуживания присоединяемых территорий. По его словам, РЖД рассматривает перспективы организации там движения скоростных поездов и конкретные проекты уже прорабатываются. РЖД, писал Якунин, готовит целый ряд проектов по развитию инфраструктуры пригородных перевозок. Среди первоочередных он назвал реконструкцию участка до аэропорта "Домодедово" с укладкой дополнительных главных путей, организацию движения скоростных поездов до Новопеределкино и запуск "Аэроэкспресса" до станции Усово.
Мэр Москвы Сергей Собянин ранее говорил, что власти города планируют пустить аэроэкспрессы по Малому кольцу железной дороги для создания железнодорожного сообщения между столичными аэропортами. В настоящее время во все московские аэропорты: "Внуково", "Шереметьево" и "Домодедово" курсируют аэроэкспрессы.
Еще в 2010 году тогда еще действующий председатель совета директоров "ТрансГрупп" Максим Ликсутов говорил, что его компания обсуждает с Внешэкономбанком вопрос финансирования строительства нового вокзального комплекса на железнодорожной станции Каланчевская.
Тогда по планам компании на месте платформы "Каланчевская" планировалось построить новый транспортный узел, который соединит три московских аэропорта - "Внуково", "Домодедово" и "Шереметьево". На территории нового комплекса планировалось создать пересадочный центр, аэровокзальный комплекс и вокзал для высокоскоростных магистралей, гостиницу, торговые заведения и паркинг.
Аэропорты в объединении
В 2011 году тогда еще премьер-министр РФ Владимир Путин сообщил о планах по объединению двух московских аэропортов "Внуков" и "Шереметьево". Позднее Минтранс не исключал, что частный аэропорт "Домодедово" также может войти в новую объединенную компанию.
Минтранс планировал привлечь управляющую компанию после этого будет проведена оценка объединенной аэропортовой компании. По данным СМИ, во главе управляющей компании может стать бывший министр транспорта Игорь Левитин. Однако, по данным источников на транспортном рынке, этому очень противятся ряд высокопоставленных чиновников в правительстве.
Совладелец аэропорта Внуково Виталий Ванцев даже говорил, что через 5 лет после объединения двух аэропортов может быть проведено публичное размещение акций (IPO), в ходе которого возможна продажа части госпакета объединенной компании. Минтранс также планировал, что после объединения аэропортов, они будут перепрофилированы. Но окончательного решения еще не принято.
Для развития и улучшения сообщения с московскими аэропортами, по планам Минтранса, должны быть реконструированы ряд дорог, в том числе предполагается реконструкция Каширского шоссе, включая развязку на МКАД, автомобильная дорога Ф-105 "Подъезд к аэропорту Домодедово" от МКАД до аэропорта, предусмотрена реконструкция Ленинградского шоссе от станции метро "Сокол" до "Шереметьево" и другие трассы.
В рамках развития московского авиационного узла (МАУ), столичные аэропорты с 2006 по 2011 годы инвестировали 131,849 миллиарда собственных и привлеченных средств, еще 39,956 миллиарда рублей было вложено из федерального бюджета.
Согласно прогнозу развития аэропортов МАУ в 2020 году, "Домодедово" должен обслуживать 40,1 миллиона пассажиров (по итогам 2011 года он обслужил 25,7 миллиона человек), "Шереметьево" - 32,1 миллиона человек (в 2011 году - 22,55 миллиона пассажиров), "Внуково" будет обслуживать 16,9 миллиона пассажиров (в 2011 году - 8,2 миллиона человек).
По дорогам с ветерком
Дорожная система Московского транспортного узла состоит из 11 автомагистралей и двух кольцевых дорог. Общая протяженность автомобильных дорог Московской области составляет более 30 тысяч километров, из них 2,5 тысячи километров федерального значения, 15 тысяч километров регионального и межмуниципального значения и около 14 тысяч километров местного значения. В целом, сеть автомобильных магистралей Московской области, как и железнодорожная, имеет радиально-кольцевой рисунок.
При этом грузооборот автомобильного транспорта в Московской области растет практически на треть в год. Так, в 2011 году составил около 5 миллиардов тонно-километров, а уже в первом полугодии текущего года достиг почти трех миллиардов тонно-километров.
Однако по оценкам экспертов Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ, ежедневный грузопоток через Москву на три четверти является транзитным с перспективой еще большего увеличения. Выходом из создавшейся критической ситуации с объемом автомобильных перевозок, эксперты видят в создании скоростных магистралей вокруг столицы, а также развитии Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД).
Принципиальное решение о развитии ЦКАД было принято правительством в 2007 году. На разработку технической документации было выделено 8,9 миллиардов рублей из Инвестиционного фонда. Планируется, что трасса пройдет по территории Подмосковья в 50 километрах от МКАД. Протяженность дороги составит 521 километр, запланировано 34 развязки, 278 мостов, путепроводов, эстакад. Количество полос - 4-8, расчетная скорость движения - 80-140 километров в час. Дорога находится в управлении госкомпании "Автодор".
Однако власти московского региона не согласны с тем, что дорога находится в федеральной собственности. В августе текущего года глава Московской области Сергей Шойгу заявил, что ЦКАД должен находиться в управлении региона, а не федеральном. Однако, в "Автодоре" заявили, что ЦКАД является ключевым звеном в транспортных коридорах с Востока на Запад и с Юга на Север и передавать управление дорогой региональным властям нецелесообразно.
Кроме того, ГК "Автодор" в течение последних трех лет получило в управление ряд крупных магистралей - М4 "Дон", М2 "Украина" и М1 "Минск", а также является концедентом от имени государства по строительству новой платной магистрали М11 "Москва - Санкт-Петербург" и обхода Одинцова с выходом на трассу М1. По планам "Автодора", госкомпания проведет реконструкцию переданных ей в управление автодорог и введет платный режим проезда на некоторых участках. Первым платным участком в Московской области, который будет запушен в коммерческую эксплуатацию 1 октября, станет участок на трассе "Дон".
Кроме того, Росавтодор проводит масштабную реконструкцию трассы М8 "Холмогоры" и М6 "Урал", М9 "Балтия" и дороги А-104 Москва-Дмитров-Дубна.