Малое кольцо МЖД: рискованный проект или идеальная транспортная система?

Малое кольцо МЖД: рискованный проект или идеальная транспортная система?
Акценты

Строительство Малого кольца Московской железной дороги (МКЖД) идет полным ходом. Уже в конце 2015 года по дороге в тестовом режиме будет запущена первая городская электричка. Оправдает ли этот масштабный проект надежды, поможет ли решить транспортную проблему мегаполиса, и какие экономические выгоды даст городу, разбирался корреспондент РИАМО.

Строительство 16 транспортно-пересадочных узлов на МКЖД началось в Москве>>

Успеть в сроки

На старте проекта многие эксперты ставили под сомнение сроки его исполнения. Действительно, строительно-монтажные работы были начаты во второй половине 2012 года, а к четвертому кварталу 2015 года необходимо завершить полную реконструкцию путей, электрификацию и построить 31 остановочный пункт, 19 из которых войдут в структуру крупных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).

Однако сегодня перспективы запуска по МКЖД первой городской электрички уже не кажутся столь туманными.

"Остановочные пункты готовы на 45%, искусственные сооружения - на 77,5%, уложено 138,6 километра (77%) верхнего строения пути, установлено более 50% опор контактной сети", – сообщил глава столичного стройкомплекса, заместитель мэра Марат Хуснуллин.

В ОАО "МКЖД" РИАМО подтвердили, что плановые сроки остаются неизменными: основные строительно-монтажные работы планируется завершить в декабре 2015 года, тогда же будет пущено движение в тестовом режиме. Начало пассажироперевозок запланировано на сентябрь 2016 года.

«Строительно-монтажные работы развернуты на всем протяжении железнодорожного кольца, в наибольшей готовности пока находятся участки от Пресни до Площади Гагарина и от Черкизово до Лефортово», – уточнили в ОАО "МКЖД".

Движение на МКЖД запустят к осени 2016 года сразу на всем кольце>>

Риск оправдан?

Однако у экспертов много вопросов вызывает и жизнеспособность, и рентабельность проекта. Главным фактором риска специалисты называют расположение станций: часть остановочных пунктов расположена в промзонах. С одной стороны, это означает удаленность станций от жилой застройки, с другой – не всегда удобную доступность для пересадки на другие виды транспорта.

«Около половины окружной железной дороги проходит через промзоны. А это значит, что пассажирам там взяться будет неоткуда», – пишет в своем блоге руководитель проекта «Пробок.нет» Александр Шумский.

Другие риски, по мнению экспертов, связаны с неспособностью городской электрички конкурировать с метрополитеном, развивающимся бурными темпами. Например, третий пересадочный контур метро на некоторых участках дублирует линии МКЖД и может оттянуть на себя часть пассажиров.

Однако в Департаменте строительства Москвы считают, что такие опасения напрасны. В одном из интервью глава департамента Андрей Бочкарев отметил, что если посмотреть по карте реальное расположение МКЖД, то очевидно, что окружная железная дорога не дублирует метро. Третий пересадочный контур больше смещен к югу Москвы, а МКЖД – к северу. По мнению Бочкарева, это взаимодополняющие проекты, которые в совокупности создадут единую и эффективную транспортную систему.

Тестирование поездов на МКЖД в Москве пройдет в этом году - Ликсутов>>

Глоток свежего воздуха для промзон

Что же касается неразвитой инфраструктуры, то запуск движения будет способствовать изменению облика промышленных районов, считают в ОАО «МКЖД», а значит - и пассажиры появятся.

«Если мы обратимся к инициативам Правительства Москвы в части реорганизации промышленных зон - «ЗиЛ», «Нагатинский затон», «Москвич» и прочие, - согласитесь, сложно упрекнуть столичных чиновников в отсутствии градостроительного видения. В этой связи мы рассчитываем на то, что прилегающие к МК МЖД производственные и промышленные территории гарантированно получат мощный импульс для своего развития с учетом ввода в эксплуатацию объектов ТПУ и запуска пассажирского движения по МКЖД», – пояснили РИАМО в компании ОАО «МКЖД».

Развивать же транспортную инфраструктуру столицы власти намерены всеми доступными средствами. По мнению Хуснуллина, решение транспортных вопросов Москвы возможно только при комплексном подходе, и МКЖД играет в этом не последнюю роль.

Благодаря городской электричке москвичи и гости столицы получат новые варианты пересадок. Это должно существенно уменьшить нагрузку на центральную часть города, которая сегодня является фактически единственным связующим радиальных направлений.

Стоит вспомнить и критику проекта, связанную с затратами на его реализацию. Однако нет даже примерных оценок, сколько потерь несет в себе неэффективное использование территорий, занятых «ржавым поясом» промзон и грузовой железной дорогой, эффективность которой снижается от года к году при сохранении уровня затрат на ее содержание, уверены власти города.

Экологическая ситуация в районе Малого кольца МЖД улучшится после ремонта>>

Узел развития

Именно в этом заключается другая важная задача МКЖД: создание транспортной инфраструктуры дает мощный толчок к развитию городских территорий. Запуск пассажирских перевозок по МК МЖД повышает инвестиционную привлекательность гектаров земли в центре Москвы.

«Если говорить в целом, территории ТПУ однозначно интересны для развития, однако степень привлекательности зависит от конкретной площадки: есть более привлекательные и менее, например, расположенные в составе промышленных территорий и требующие развития полного объема инфраструктуры. Но в перспективе ТПУ, безусловно, будут выступать «точками роста» в городе», – уверен руководитель направления консалтинга в сфере торговых площадей международной компании JLL Антон Коротаев.

ОАО «МКЖД» предлагает частным инвесторам принять участие в развитии территорий в границах ТПУ МК МЖД и строительстве на них коммерческой недвижимости.

«Механизм заключается в приобретении на тендерной площадке Правительства Москвы прав на застройку конкретных земельных участков с определенным функциональным назначением объектов. Имеются в виду офисы, торговые центры, гостиницы и апарт-отели», – поясняют в ОАО «МКЖД».

Как отмечают в компании, предусмотрены и льготы для инвесторов. Можно однозначно сказать, что инвестор не будет платить за смену разрешенного использования и арендную плату за землю на период проектирования и строительства.

Желающие принять участие в проекте уже есть. В частности, среди проектов в рамках развития МКЖД и входящих в ее состав ТПУ можно выделить «Ботанический сад», реализуемый группой компаний «Пионер» и находящийся на продвинутой стадии.

«По нему разработан единый проект застройки, как по коммерческой составляющей в составе ТПУ - порядка 200 тысяч квадратных метров с учетом парковки, так и по прилегающей территории, где реализуется жилой проект площадью около 280 тысяч квадратных метров. Данный ТПУ представляет собой пересечение «оранжевой» ветки метро, линии МКЖД, Северо-восточной и Северо-западной хорды, здесь же будет построена перехватывающая парковка», – рассказал Коротаев.

При этом эксперт отмечает, что в условиях сложной экономической обстановки следовало бы сделать некоторые корректировки проектов.

«В связи с меняющейся ситуацией на рынке, нужно уделить особое внимание потенциалу каждого ТПУ в отдельности и его функционалу. К примеру, в некоторых проектах развития территорий МКЖД был запланирован очень большой объем офисной составляющей. Сейчас есть понимание, что в текущих реалиях он не будет востребован. Сегодня основной потенциал развития территорий в рамках ТПУ мы связываем с жилой недвижимостью и апартаментами. Мы предполагаем, что назначение ряда объектов может быть изменено», – резюмирует специалист.

Узнайте, будет ли плата за пересадки на МК МЖД>>

Анна Семенова