Личное мнение: в Москву возвращается романтика трамвая
Главный редактор РИАМО рассуждает о новой жизни московских трамваев.
Сегодня по Москве поехал новый трамвай «Витязь-М», а мэр Сергей Собянин заявил, что все дискуссии о том, нужны ли в городе трамваи, закончены. Современный, малошумный, комфортный транспорт, который совсем недавно чуть не списали на свалку транспортной истории, триумфально возвращается в столицу.
Еще несколько лет назад, в период мэрства Юрия Лужкова, в городе с энтузиазмом срывали трамвайные рельсы, чтобы расширить автомобильные дороги. Правда, проблему «пробок» в мегаполисе таким способом так и не решили, а пришедшие на смену трамваям автобусы застряли в заторах вместе с остальным транспортом.
Конечно, трамваи в Москве начали исчезать задолго до Юрия Михайловича. Вспомнить хотя бы популярную трамвайную линию, проходившую когда-то по ныне пешеходному Старому Арбату. Но Лужкову трамвай тоже не очень нравился, он предпочитал передовые транспортные решения. В противовес исчезающим трамвайным путям в столице соорудили гигантскую змею монорельса, повисшую над машинами и пешеходами в районе ВДНХ. Ее долго не могли запустить, потом она часто ломалась, а в начале 2017 года московские власти официально вычеркнули монорельс из списка городского общественного транспорта, сохранив за ним только утешительную экскурсионную функцию.
Идея проститься с трамваем доминировала не только у нас, но и во многих европейских странах. И неудивительно - самый старый, после конки, общественный транспорт даже в силу своего возраста казался многим ненужным рудиментом.
Но некоторые города, то ли по инерции, то ли из-за отсутствия средств, не торопились избавляться от тренькающих «железных лошадок», и они неожиданно дожили до новых технологий, сделавших трамвай передовым общественным транспортом.
Выяснилось, что трамвай может быть быстрым, бесшумным, безопасным, комфортным, экологически чистым. Когда я впервые попал в Прагу, то был поражен как стремительно извиваются местные трамваи по узким улицам исторического центра, связывая его со всеми новыми городскими районами. Десятки маршрутов, пересекаясь друг с другом, легко обгоняли более современных конкурентов, да еще и очень гармонично, даже романтично, смотрелись на фоне старого города.
Потом трамваи много раз встречались и в других европейских городах, но та поездка в Прагу навсегда изменила мое отношение к этому транспорту: я перестал быть к нему равнодушным.
Теперь романтика трамвая возвращается и в Москву.
Страница Максима Шарапова в facebook>>
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции