Летчики ВВС из Подмосковья: о свободе и испытаниях в небе
Профессия летчика-испытателя — это большая ответственность, требующая громадных знаний и навыков, а также это творческий процесс и состояние души. В День Военно-воздушных сил РФ, который отмечается 12 августа, летчики из разных городов Московской области рассказали РИАМО, что для них значит служба в ВВС, за что они любят небо, и как отмечают праздник.
День открытых дверей в музее ВВС пройдет в Щелковском районе 16 августа>>
Владимир Николаевич Кондауров (Дубна) — Герой Советского Союза, полковник, летчик-испытатель Государственного Краснознаменного научно-испытательного института ВВС. За время летной работы освоил 115 новых образцов авиатехники: сверхзвуковых боевых самолетов, бомбардировщиков, перехватчиков, сухопутных и корабельных истребителей.
О любимом деле
«День ВВС, как и сочетание двух слов — военный и воздушный, для меня имеет двойное значение. Я отдал профессии летчика-испытателя лучшие годы моей жизни, поэтому для меня это праздник, как и для всех, для кого полеты в небе — это работа. Но ВВС — это, прежде всего, военная служба. Я знаю, что, как и любой военный, смогу защитить от врага страну и народ. Это внутренние убеждения, которые не изменились до сих пор», — говорит Владимир Николаевич.
«Воинская служба в ВВС сочетается с любимым делом — с полетами. Ты знаешь, что завтра утром полетишь, и уже совсем другие ощущения от службы. Предвкушение отрыва от земли и взлета. Небесный простор и интересные технические задачи. Летишь и порой напеваешь от счастья. Все тяготы военной службы остаются на земле», — признается он.
Летчик-ас из Жуковского Сергей Мельников: «За облаками - всегда солнце»>>
О бесконечной свободе
«Там, на высоте, испытываешь чувство реальной свободы. Небо огромное, бесконечное, в нем нет ограничений — можно вволю, как птица, летать. На земле все ясно и понятно, а настоящая жизнь — она в небе. Послушный или, наоборот, капризный самолет, за минуту взмывающий вверх на десять тысяч метров, где все зависит только от тебя...», — делится летчик-испытатель.
Пилот из Химок: как играл в хоккей с Гагариным и катапультировался в стратосферу>>
О страхе и опасности
«Не люблю, когда спрашивают, страшно ли испытывать новый тип самолета. Когда человек говорит, мне было страшно, значит, в этот момент он просто отключился. Когда происходили особые случаи, а их было немало при испытаниях, страха никогда не было. Другое дело — чувство опасности, ее физическое ощущение. При испытаниях полно таких моментов.
На высоте 17 тысяч метров у меня на перехватчике МиГ-31 оба двигателя заклинили, потом отказала система управления. Мгновенно пронзила мысль: сейчас все закончится навсегда. В груди разлился холод. Время замерло. Катапультировался. Показалось, прошла целая вечность. На самом деле — доли секунды. Представьте, с каким наслаждением на земле сделал глубокий выдох... Что еще в жизни может дать такие эмоции!?», — рассказывает Владимир Николаевич
Штурман Александр Жидков из Клина: «Штурманы - ангелы-хранители летчиков»>>
О творчестве
«У испытателей другие задачи, нежели в боевом полку. Там летчики учатся воевать, мы — испытываем работоспособность самолета, навигационного комплекса, бортового вооружения и прицельных систем. Техника вся новая — интересно, что нового конструкторы спроектировали? Испытываешь и даешь оценку — что не понравилось, здесь надо доработать, а это вообще ни к черту не годится. Начинается творческий процесс — я тоже вношу свою лепту в создание более совершенной техники, которую потом получит боевой летчик. Чтобы не только легко было летать, но и эффективно воевать», — объясняет летчик.
О служебных традициях
«С 50-х годов у летчиков-испытателей в нашем НИИ есть традиция: если вылетел на новом типе самолета, должен это отметить. Такса зависит от того, сколько колес и парашютов на новом самолете. К примеру, на дальнем перехватчике ТУ-128 десять колес и два парашюта. Когда событий, таких как первый самостоятельный вылет, испытание нового типа самолета, получение очередного звания или награды — у летчиков набирается достаточно, устраивается „День именинника“, на который именинники приглашают весь летный состав», — рассказывает собеседник агентства.
Пилот аэростата Диана Насонова: воздухоплавание - это образ жизни>>
Дмитрий Владимирович Чесноков (Клин) — выпускник Сызранского военно-авиационного института, полковник, продолжатель династии военных летчиков, его дед и отец также служили в ВВС. Летал на вертолетах Ми-8, Ми-24, Ми-35, прошел путь от летчика-оператора до заместителя командира вертолетной эскадрильи по работе с личным составом.
О романтике службы
«День ВВС для меня — это профессиональный праздник и, конечно, хороший повод для неслужебного, дружеского общения с сослуживцами. Я, как и многие мои товарищи, не представляю свою жизнь без неба. Летать для меня — значит, заниматься любимой работой.
Тяжело ли служить в ВВС? Я бы не сказал, что тяжело. Почетно — да! Ведь мы носим гордое звание защитников неба России. Это и большая ответственность, и романтика. Мне кажется, лучше службы на земле нет. Скучать точно некогда. Куда только не забрасывала меня служба. Можно сказать, весь мир повидал.
Подмосковные десантники: о горячих точках, боевом братстве и купании в фонтанах>>
О семейном деле
Я — военный вертолетчик в третьем поколении. Вообще, в целом в ВВС очень большую роль играет верность семейным традициям. Многие летчики являются продолжателями дела, которому посвятили свою жизнь деды и отцы. Можно сказать, что это — одна из традиций ВВС.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех своих сослуживцев с Днем ВВС! Желаю всем крепкого здоровья, семейного благополучия, исполнения всех желаний и, конечно, чистого неба и мягкой посадки!
Дмитрий Чесноков служил в составе миссии ООН в Южном Судане как старший штурман на Ми-8, решал миротворческие задачи, связанные с перевозкой людей, грузов, воздушным патрулированием. В 2003 году принимал участие в контртеррористической операции в Чечне. Награжден медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». С 2007 года служит в Клину, в вертолетной эскадрилье, работает с молодым поколение летчиков и сам продолжает летать.
Пограничник из Истры: «Купание в фонтанах - это не для нас»>>
Юрий Петрович Ресницкий (Щелково) — заслуженный военный летчик РФ, летчик-испытатель, полковник в отставке.
Летчик — это состоянии души
«Даже не представляю, кем я мог бы быть, если бы не осуществил свою мечту — стать не просто военным летчиком, а летчиком-испытателем. Летчик — это не только профессия, это состояние души. Чтобы я сейчас ни делал, находясь на заслуженном отдыхе, где бы ни находился, я всегда себя ощущаю летчиком, а уж потом дедом, отцом, мужем, другом», — признается Юрий Петрович.
«Для меня день ВВС — великий праздник. Вся моя жизнь связана с ВВС. Я горжусь тем, что служил в тот период, когда государство проявляло повышенное внимание развитию авиации. Шло освоение и испытание большого количества авиационной техники. Мы отдавали все свои силы без остатка для проведения летных испытаний. Были горды тем, что благодаря нашей работе государство выпускало новые типы самолетов, находилось на острие научной мысли и авиационного прогресса.
День ВВС — это встреча с боевыми товарищами, воспоминания о славных и ратных делах в годы службы, посещение испытательного центра», — говорит летчик.
Волонтеры за 10 лет отремонтировали более 70 самолетов в музее ВВС в Монине>>
О главных умениях летчика
«Для меня летать — это управлять тремя степенями свободы, управлять грамотно, умело, с большой гордостью за доверенное дело, радоваться за правильность принятых решений, чувствовать громадную ответственность за жизнь экипажа и сохранность авиационной техники.
Служить в ВВС почетно и престижно, а на летно-испытательной работе — особенно. Необходимо иметь творческое мышление и отменное физическое здоровье. Современная авиационная техника — это комплекс сложных механизмов, устройств и приборов, которые ты должен знать досконально и в любое время суток суметь применить свои знания на практике. Современные скорости велики, процесс полета происходит быстротечно, что требует от летчика сосредоточения умственных и физических возможностей, концентрации усилий на принятие правильных решений, от которых зависит безопасность полета. И еще, важно быть коммуникабельным, никогда не нервничать, уметь принять единственно верное решение».
«Традиций в ВВС много. Первый самостоятельный вылет, присвоение очередного воинского звания, передача авиационной техники новому экипажу и т. д. Во всех случаях должен быть накрыт стол, и третью рюмку, как и положено, выпить, не чокаясь, за безопасность полетов, за товарищей, не вернувшихся с заданий», — заключил собеседник агентства.
Парашютистка Наталья Каретникова: о покорении неба и бейс-джампинге>>