«Ласточки» или «Иволги»: какими будут поезда МЦД
Проект Московских центральных диаметров (МЦД) уже получил одобрение экспертов и его с нетерпением ждут, в первую очередь, жители Подмосковья, ведь новое наземное метро должно упростить поездки в Москву и противоположные концы Московской области. Конкурс на закупку поездов для первых линий МЦД уже объявлен, а движение должны запустить через год. Какие составы могут курсировать на МЦД и в каких условиях будут путешествовать пассажиры, выяснял корреспондент РИАМО.
«Второе метро»: как будут работать Московские центральные диаметры >>
Скоростные поезда для МЦД
Согласно условиям конкурса, который объявила Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) в конце декабря, до конца 2018 года планируется закупить 23 скоростных поезда на 11,67 миллиарда рублей, которые будут обслуживать первую ветку МЦД Одинцово – Лобня. По данным пресс-службы ЦППК: первые составы поступят в парк летом 2018 года, а в 2019 году он будет полностью укомплектован.
Как следует из тендера, минимальная скорость новых поездов составит 120 км/ч, они смогут разгоняться за 3,3 минуты, а их тормозной путь при экстренном торможении на скорости 120 км/ч составит 1057 метров.
Новые поезда будут состоять из пяти вагонов, а при необходимости их число может быть увеличено до 10-ти. Длина составов МЦД составит до 132 метров, ширина – 3,48 метра.
Интервалы движения на МЦД должны будут составить 6 минут >>
Wi-Fi и отсутствие тамбуров
Как обещают в ЦППК, новые составы будут современными, максимально комфортными и безопасными. Вагоны МЦД будут адаптированы под частые остановки и максимальную вместимость. В каждом поезде разместят 260 сидячих мест и четыре места для инвалидов, а всего они смогут перевозить около 1000 человек одновременно.
В поездах МЦД предусматривается схема сидений «2+2», кресла будут размещаться друг за другом или друг напротив друга. Над сиденьями оборудуют полки для ручной клади.
Пассажиров МЦД также ждут современные системы климат-контроля, в том числе «тепловые завесы» у входных дверей, Wi-Fi, звуковые и визуальные системы информирования о поездках.
Заказчики не забыли включить в техническое задание и столь важную в поездках вещь, как экологически чистые туалетные комплексы, в том числе приспособлены для инвалидов, по два в каждый состав.
При посадке в поезд у пассажиров с велосипедом, детской коляской или габаритным багажом не должно возникнуть проблем: ширина входных дверей новых составов будет не менее 1,25 метра при минимальной высоте в 1,9 метра.
При этом тамбуров в новых составах не будет, как и в поездах на Московском центральном кольце (МЦК).
Кроме того, пассажиров хотят максимально защитить. Большое внимание будет уделено безопасности поездок: поезда будут оснащены внутренней и наружной системам видеонаблюдения, а также сигнализациями: в целях предотвращения несанкционированного проникновения в вагоны, попыток доступа к механизмам и в кабину машиниста.
Схема Московских центральных диаметров (МЦД)>>
Претенденты на рельсы
Итоги тендера подведут 12 февраля 2018 года.
РИАМО попросил экспертов сравнить технические характеристики и возможности разных поездов, которые уже были запущены на железной дороге в Московском регионе.
Заявленному техзаданию ЦППК на сегодняшний день соответствуют несколько поездов. Помимо «Ласточки», это ЭП2ТВ (электропоезд пригородный, 2-й тип, Тверской), созданный на Тверском вагоностроительном заводе, ЭП2Д (электропоезд пригородный, 2-й тип, Демиховский) производства Демиховского машиностроительного завода и «Иволга», которая в настоящее время уже курсирует на маршруте Ново-Переделкино – Москва Киевского направления Московской железной дороги (МЖД).
Возможные поезда для запуска на МЦД
Поезд |
Число вагонов |
Скорость (max) |
Длина состава (5 вагонов) |
Вместимость пассажиров (5 вагонов) |
«Ласточка» |
5 |
160 км/ч |
126 метров |
1270 |
ЭП2ТВ |
4-14 |
160 км/ч |
112 метров |
1540 |
ЭП2Д |
2-12 |
120 км/ч |
112 метров |
1305 |
«Иволга» |
3-14 |
120-160 км/ч |
116 метров |
1250 |
«Электрички «Ласточки» уже эксплуатируются на МЦК, и они нравятся людям. Это удобные и комфортные поезда, никаких претензий к ним нет», - говорит координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.
Как отмечает координатор общественного проекта «Движение» Андрей Орел, поезда, которые хорошо себя зарекомендовали на МЦК, вполне могут курсировать и за городом.
По его словам, единственное отличие между МЦК и МЦД – это время поездок. Если на кольце составы делают полный круг за условный час, то на диаметрах они будут час-полтора находиться за городом – а потом въезжать в Москву.
«Уровень комфорта в «Ласточках» и других аналогичных современных поездах таков, что пассажиры смогут без проблем перенести в них и часовое, и двухчасовое, и более длительное путешествие», - отмечает Орел.
По мнению научного сотрудника Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Егора Мулеева, МЦД – во многом «имиджевый» проект, поэтому теме комфорта на его поездах будет уделено огромное внимание. Перед запуском предыдущего крупного транспортного проекта столичных властей – МЦК – эксперты высказывали опасения насчет его комфортности, однако они не подтвердились, напомнил эксперт.
По его словам, «Ласточки», которые курсируют на МЦК, специально дорабатывали: например, в составах уменьшали число сидячих мест и устанавливали поручни для стоящих пассажиров.
«Первоначально «Ласточка» и аналогичные ей поезда разрабатывались именно для пригородного сообщения – как раз такого, к которому относятся ветки МЦД. Поэтому никаких проблем тут не будет», - заключил эксперт.
Ликсутов рассказал о ценах на проезд по Московским центральным диаметрам >>
Новый уровень сообщения
По мнению Мулеева, запуск МЦД существенно улучшит сообщения между Москвой и областью, которому много лет не уделялось должного внимания.
Московские центральные диаметры (МЦД) соединят железные дороги разных направлений – в результате появятся новые маршруты общественного транспорта между городами Московской области, проходящие через столицу. Движение по МЦД планируют запустить в ближайшие 2-3 года, первыми планируют открыть для движения ветку МЦД1 Одинцово – Лобня и МЦД2 Нахабино – Подольск.
По данным ЦППК, на первых двух направлениях МЦД планируется создать 36 пересадок на электрички, метро и станции МЦК.
«Идея наземного метро в Москве, которое пройдет по существующим путям – очень здравая, подобные проекты уже успешно реализованы в Германии и Франции. После запуска МЦД качество жизни людей, живущих вблизи новых веток, наверняка улучшится», - прогнозирует Шкуматов.
Помимо прочего, ветки МЦД смогут «оживить» территории вдоль ж/д путей, которые сейчас используются как складские помещения либо заброшены, считает он.
В свою очередь Андрей Орел отмечает, что идея электрички, плавно превращающейся в столичное метро, весьма привлекательна и станет для жителей Московского региона приятным сюрпризом.
Благодаря МЦД кольцевые автодороги должны разгрузиться на 2-5%, примыкающие станции метро — на 5-10%, вокзалы РЖД — на 15-25%.
Московский центральный диаметр увеличит пассажиропоток электричек в 2–3 раза >>