Кто хочет стать милиционером: как готовят московских полицейских

Кто хочет стать милиционером: как готовят московских полицейских
Акценты

Пистолеты Макарова, оперативные задания, задержание преступников при помощи собак и приемы рукопашного боя - это не боевик со спецэффектами, а тренировка московской полиции. Как проходят «курсы повышения квалификации для сотрудников полиции», и чему здесь можно научиться, узнал корреспондент РИАМО, который принял непосредственное участие в трехдневном «тренинге» вместе с коллегами-журналистами.

Подкованный полк: как несет службу конная полиция Москвы>>

День первый: остаться в живых

Полицейских у нас в основном готовят не очень хорошо, говорит полковник полиции Вячеслав Иванович Перелыгин. Физическая форма не самая лучшая, правовая подкованность - на среднем уровне. А в случае реальной опасности многие просто теряются и не знают, что нужно делать, и это зачастую заканчивается трагедией.

Именно для того, чтобы исправить ситуацию, и был создан учебный центр на базе УВД по ЗАО, в котором профессиональные инструктора обучают кадровых сотрудников полиции, направленных из различных отделений со всей Москвы. Полный курс подготовки – год. В каждом квартале выделяется неделя, во время которой молодые полицейские, как на сборах, занимаются теорией и практикой.

На КПП журналистов встречает приветливая девушка. Опаздывать запрещено - все по-настоящему. Направляемся на плац. «В две шеренги становись!» - с небольшой дрожью в голосе командует молодой парень в лейтенантских погонах. Немного опешив, мы выполняем распоряжение.

После переклички нас отправляют в учебный класс на лекцию, которая проводится в здании УВД, в огромном помещении с высокими потолками.

«Самое главное для нас – это сохранить жизнь полицейского. Согласитесь, мертвый он никому не поможет, поэтому сперва надо остаться в живых, а дальше уже работать на задержание», - говорит местная легенда – майор полиции Евгений Тупичкин.

По его словам, полицейских гибнет очень много, причем очень многих смертей можно было бы избежать, если бы сотрудник действовал грамотно. «Этим мы и занимаемся тут – учим ребят не на словах, а на деле тому, с чем они столкнутся на улицах», - отмечает майор.

«Но тут еще надо учитывать, что сотрудник работает с боевым оружием, с обмундированием, целый день плюс дежурства и усиления. Наслаивается огромный фон усталости, как физической, так и моральной. Но полицейский, несмотря ни на что, должен в любой момент своей смены догнать злодея, обезвредить и задержать. Устал, не устал – никого не волнует. Если не смог на пятый рабочий день в конце смены расправиться с нарушителем, то грош цена такому сотруднику. Над этим мы работаем», - рассказывает Тупичкин.

После лекции, переодевшись в спортивные костюмы, отправляемся в зал для занятий. Там уже занимаются 60-65 человек, причем около 70% из них - девушки.

«Такой вот набор у нас в этом году случился. Нет, это не значит, что служат в полиции одни женщины. Однако их у нас действительно много», - объясняет полковник Перелыгин. Однако во время тренировки разделения по гендерному признаку нет - «работаешь» против того, с кем поставили.

«Для своих подопечных мы моделируем ситуации, максимально приближенные к реальным» - отмечает Перелыгин.

Фото: Татьяна Коробейник

Согласно «легенде» тренинга, сначала один сотрудник в паре изображает нападающего (преступника), а второй – защищающегося (сотрудник полиции), затем наоборот. Задача полицейского: на фоне физической усталости и дезориентации (в зале от криков не слышно собственного голоса) оперативно среагировать на приближающегося противника, а именно - достать пистолет из кобуры, дослать патрон в патронник и голосом остановить оппонента, затем поставить его в удобное положение и безопасно для себя (заходя сзади, либо лежачего) обыскать.

Инструкторы командуют начинать. «А вы что стоите? Вперед на позиции!» - подзадоривает полковник журналистов. Подчиняемся. Мне в оппоненты достался коренастый, выбритый «под ноль» сотрудник конной полиции Александр. Он передал мне свою кобуру с «Макаровым», объяснил суть дела. Но перед тем, как приступить к упражнению, необходимо, чтобы защищающийся устал. Для этого необходимо сделать 30 быстрых отжиманий и около 30 секунд прокрутиться вокруг собственной оси. Ну а дальше – действовать. Если противник успел дойти до тебя – ты убит. Волнительно, несмотря на то, что все понарошку!

Первые несколько раз было очень тяжело - пришлось «умирать». Все-таки для гражданского достать пистолет из тугой кожаной кобуры за полторы секунды практически невозможно. А усталость действительно накапливается – с каждым подходом выполнять задание все труднее и труднее, а условия - все сложнее и сложнее.

После задержания предстоит освободиться от захвата противника освободиться, а когда «преступник» уже обезврежен, сзади на тебя может напасть инструктор. Надо справиться, а иначе – «смерть». У меня среагировать на внезапный выпад так и не вышло. Когда скомандовали смену нападавших и защищающихся, выдохнул с облегчением. Теперь «набегал» я, а Саша оборонялся.

«Тренируемся мы тут четвертый день. Каждый раз где-то по четыре часа подряд. Пока еще в совершенстве все не освоил, но стараюсь охватить все. Занятия довольно интересные, очень много полезных вещей узнаю. Усталость? Конечно! А как же еще? Под конец занятий ноги дубеют, но все понимают, что это для нашего же блага. Пускай лучше нас тут гоняют так, но зато потом мы будем готовы ко всему», - говорит Александр, тяжело дыша.

Когда занятие уже близилось к концу, а спортивная форма стала насквозь мокрой, случился эпизод, который в реальности мог бы закончиться трагедией. Во время очередного моего набега Саша, доставая пистолет, упал, но сумел сгруппироваться, вытащил оружие и все-таки задержал «преступника».

«В таких ситуациях главное – это не останавливаться. Ступор – это наш самый главный враг, от него надо всеми силами избавляться. Упал – ползи, уклоняйся, перекатывайся и как можно быстрее доставай пистолет. Это я здесь усвоил. Как видишь, пока получается», - говорит полицейский.

А на инструкторов, подкрадывающихся сзади в самый неудобный момент, Александр реагировал отлично. Всего раз оступился, зато несколько эпизодов «отработал» безукоризненно. К этому моменту я уже переводил дух на скамейке. Первый тренировочный день подошёл к концу.

Девушка-полицейский из Долгопрудного: о сложной работе и сериалах о ментах>>

День второй: главное - техника

Фото: Татьяна Коробейник

На этот раз обошлось без вступительных речей и теории – с места в карьер. Переодевшись в спортивную форму, мы направились в небольшую комнату, устланную матами. Здесь нас ждал курс по рукопашной борьбе с противником. Цель привычная – остаться в живых. Не убить, не показать чудеса боевой техники. Тренируются полицейские, как обычно, друг на друге.

Каждый показанный инструктором эпизод необходимо отработать на напарнике. Именно эпизод, а не прием. «Прием – это определенная последовательность действий. Ни влево, ни вправо. То есть, если цепь разрывается, то система уже не работает. А ведь преступник не машина, он может и поменять свою тактику, поступить по-другому, и если вы несколько лет тренировались только на определенных условиях, то в этот момент впадете в ступор. Мы тут учим ребят действовать по ситуации. Да, мы предлагаем какие-то выходы, рассматриваем варианты, но выбор всегда остается за сотрудником. А запоминание приемов - путь в никуда» - поясняет полковник Перелыгин.

Оказалось - больно, но интересно. Так, вопреки расхожему мнению о том, что от человека с ножом можно только убегать, инструкторы в ходе разбора эпизодов с участием холодного оружия доказали, что дело - в навыках. Простота, отточенность техники и эффективность действий поражают: противник остается с пустыми руками через несколько секунд. Работали с настоящими ножами, правда, с затупленным клинком. Дело в том, что, тренируясь с муляжами, полицейский перестает чувствовать опасность стали, у него вырабатывается искаженное представление о ситуации. И в случае реальной опасности может возникнуть ступор, чего допускать нельзя.

Через четыре часа тренировки, без перерывов и перекуров, напряжение в мышцах дало о себе знать, и на одном из захватов я довольно прилично потянул запястье. А вот хрупкие с виду девушки-инструкторы даже в начале 5-го часа были полны сил и расправлялись с здоровыми мужчинами на раз-два. Все-таки профессионализм – большое дело.

«Пускай сотрудники привыкают, что тепличных условий им никто и нигде создавать не будет. Они приучаются работать в шуме, с громкой музыкой на фоне, должны ориентироваться в пространстве», - подчеркивает полковник Перелыгин.

После сытного обеда полицейским прочитали лекцию об оказании первой помощи пострадавшему - второй тренировочный день подошел к концу.

Подмосковные кинологи: о четвероногих коллегах и работе на Красной площади>>

День третий: обезвредить огнестрельное оружие

Фото: Татьяна Коробейник

На третий день тренировок полковник Тупичкин продемонстрировал тактику противодействия противнику, вооруженному огнестрельным оружием.

«Самое главное – не смотреть на оружие. Взгляд направлен строго в глаза преступнику. Если находитесь на дальнем расстоянии, пытайтесь его аккуратно сократить до минимума. Попросил отдать кошелек, возьмите и отдайте. Это позволит вам приблизиться. Ну а дальше...», - после двух молниеносных движений затвор пистолета оппонента летит на несколько метров вперед.

Я даже моргнуть не успел. Это, конечно, метод настоящих профи. Есть прием попроще: «уйти» в сторону, зажать пальцами курок и провернуть пистолет так, чтобы кольцо спускового крючка надавило между фалангами преступнику. На отработку этого способа ушло более трех часов. Непросто, но научиться вполне реально. Опять-таки, главное - тренировки.

«У меня на оттачивание всего этого ушло в свое время более 5 тысяч повторений. Но зато сейчас я уже не думаю – делаю всё на автоматизме. И эти приёмы действительно работают. Я и сам сталкивался с вооруженными бандитами и всякий раз выходил победителем», - комментирует Евгений Павлович.

Вариаций этого способа оказалось много. Все зависит от обстоятельств: если стоите спиной к противнику, нужно действовать так, если боком, то уже иначе. Осознание того, как действовать, приходит практически мгновенно – методика обучения действительно эффективная.

Смыв оружейное масло с рук, продолжаем обучение – нас ждут кинологи с собаками. Кинологическое отделение находится прямо на территории УВД на огороженном участке. Собаки, которые содержатся в небольших клетках, реагируют на посторонних звонким лаем, но есть и те, кто молча сидят на своем месте – это более опытные псы. Они составляют основной костяк в поисках взрывчатки или наркотиков. Как объясняют сотрудники, скорость и хватку с возрастом собака теряет, а нюх – нет.

В этом мы смогли убедиться на практике во время показательного выступления кинологов. Взрослый по собачьим меркам 9-летний пес по кличке Джек за считанные секунды находит объект - имитатор героина, заложенный на полигоне одним из моих коллег.

А вот любимицы полицейских Пуля и Гильза, которых выпустили из вольера поиграть - эти собаки охраняли порядок на Олимпийских игры в Сочи и даже удостоились за это благодарности от лица президента РФ Владимира Путина.

Под конец обучения на плацу уже собрались выпускники центра и журналисты. Офицеры вручили всем участникам памятные подарки. Приятно на себе почувствовать, что полицейские не зря свой хлеб едят. Можно только посочувствовать тем преступникам, которые нарвутся на выпускников Центра профессиональной подготовки УВД по ЗАО.

Влад Жуков