Конфискация автомобилей и ценных вещей россиян: насколько теперь опасны поездки в ЕС

Конфискация автомобилей и ценных вещей россиян: насколько теперь опасны поездки в ЕС
Акценты

В начале сентября разразился громкий скандал вокруг правил въезда из России в Евросоюз: из разъяснений, опубликованных Еврокомиссией (высший орган исполнительной власти ЕС), следовало, что у россиян при пересечении границ объединенной Европы могут конфисковать чуть ли не любую личную вещь, начиная от автомобиля и заканчивая зубной пастой. Представитель российского МИДа Мария Захарова назвала действия властей ЕС «расизмом». После поднявшегося шума Еврокомиссия исправила свои разъяснения, убрав из них однозначный запрет на ввоз указанных личных вещей – впрочем, от этого ситуация стала только запутаннее.

Эксперты рассказали РИАМО, насколько серьезна угроза конфискаций и что делать в такой ситуации.

Автомобили – в зоне максимального риска

По мнению юриста, члена московской «Деловой России» Алексея Хижняка, несмотря на наличие в ограничительном списке ЕС практически всех вещей, которые берет с собой в дорогу любой путешественник, по факту отбирать ноутбуки, телефоны и личные вещи на таможне у граждан РФ никто не будет. Как полагает эксперт, в группе риска находятся только автомобили.

«Конечно, ранее можно было свободно въехать на территорию ЕС на личном автомобиле, пройдя соответствующие таможенные процедуры, и тот факт, что на данный момент въезд автомобилей будет ограничен, является прямым недружественным действием и очередной немотивированной и противоречащей правам человека санкцией», – отметил Хижняк. Однако ввоз личных вещей и драгоценностей для личного пользования, по словам юриста, на данный момент не запрещен, и таких случаев на практике пока зафиксировано не было.

При этом, как заметил политолог МГУ имени М.В.Ломоносова Артем Косоруков, случаи ареста личного транспорта россиян уже имели место во Франции, Эстонии и Германии, что позволяет говорить о некоем правиле. По мнению эксперта, исключением из этого правила станет разве что транзитный автотранспорт из Калининградской области в «континентальную» часть России.

Управляющий партнер и основатель в компании «Премьер Туризм» Камила Велибекова подчеркнула, что риск изъятия распространятся не только на автомобили, но и на другой личный транспорт, такой как яхты и мотоциклы, а также на драгоценности, шубы и часы в большом количестве, потому что с точки зрения ЕС это расценивается как запрещенный импорт.

«У таможенных представителей скорее всего возникнут вопросы и подозрения о целях поездки к таким гражданам», – полагает представитель туриндустрии.

Эксперт порекомендовала россиянам при поездках в страны ЕС воздержаться от провоза товара в упаковке (в товарном виде), потому что это может быть расценено как намерение реализовать данный товар на территории Европейского союза. Кроме того, по мнению Велибековой, стоит в принципе избегать провоза дорогостоящих вещей.

Что будет с автомобилями, которые уже находятся на территории ЕС

Визовый эксперт и автор телеграм-канала Dmitrii_visa.news Дмитрий Волков сказал, что пока массовых конфискаций автомобилей с российскими номерами не наблюдается даже в странах, объявивших об этом, таких как Германия, Литва и Эстония.

«Я точно знаю, что в Германии сейчас очень много наших людей передвигаются на автомобилях с российскими номерами. И в ходе мониторинга тематических форумов и чатов я не вижу сообщений о том, что участились случаи конфискации авто россиян», – сообщил эксперт.

По мнению Волкова, заявления о конфискации имеют показной характер, чтобы продемонстрировать, что Евросоюз продолжает оказывать давление на россиян.

«Те страны, которые заявили о поддержке документов [о конфискации], возможно, действительно, продемонстрируют на нескольких историях, что они выполняют пункты этих документов, но массовый характер это вряд ли примет», – полагает эксперт.

При этом, по словам Волкова, важно понимать, что конфискация автомобиля, который находится в стране нелегально, – это совсем уже другая история и не относится к санкционному документу.

«Например, в Испании также очень много людей передвигаются на автомобилях с российскими номерами. Но если машина находится в стране более полугода, то она должна быть растаможена. Если срок прошел, а процедура не выполнена, то человек нарушает требования. Последствием может стать вполне законное изъятие авто», – рассказал эксперт.

Могут ли все-таки отобрать телефон или ноутбук

Несмотря на упомянутое смягчение позиции Еврокомиссии, формально изъять технические устройства европейские таможенники все же могут. По мнению Артема Косорукова, реальные действия официальных лиц будут зависеть от конкретной страны, на границе которой будет происходить разбирательство.

«Думаю, что страны Западной Европы будут меньше этому подвержены, а страны Прибалтики и Польша будут очень жестко использовать эти ограничения, вынуждая россиян покупать телефоны уже при пересечении границы», – предположил политолог.

При этом, по его мнению, подобные действия будут отражать сознательную политику стран ЕС и Европейского союза по ограничению гражданских прав россиян.

«Это нарушение фундаментальных основ международного права, которые гарантируют людям право на обладание частной собственностью, например, устройствами, и перемещение этих устройств вслед за человеком по всему миру, что является частью современной цифровой среды, цифровой экосистемы, в которой живет человек», – считает эксперт.

При этом, по словам Косорукова, возможен вариант, при котором устройства будут просто досматривать на границе, после чего разрешать их ввоз на территорию ЕС.

«В частности, так происходит в Китае, когда вы въезжаете из Средней Азии в Синьцзян-Уйгурский автономный район, досматриваются все мобильные телефоны на предмет того, не связаны ли вы с сепаратистами, которые ратуют за отсоединение этого региона от Китая. Все это делается при помощи спецсредств очень быстро», – рассказал политолог.

Косоруков также отметил интересную тенденцию: нынешние действия Евросоюза повторяют практику прибалтийских государств и направлены в том числе на дискриминацию собственных жителей.

«Интересно, что из Эстонии хотят депортировать 6 тысяч россиян, которые не смогли сдать экзамен по эстонскому языку – несмотря на то, что они родились в данном государстве. А сейчас ЕС решил дискриминировать граждан РФ, которые родились на территории ЕС, имеют двойное гражданство и конечно же ездят между Россией и странами ЕС по своим делам», – сказал эксперт.

Есть ли способы избежать конфискаций

Дмитрий Орлов обратил внимание на то, что документы Евросоюза, запрещающие ввоз личных вещей, касаются только наземного въезда в ЕС.

«Если россиянин летит в Европу на самолете транзитом через Турцию, Армению, Сербию, Арабские Эмираты и другие страны, то он может вообще не беспокоиться. Никакие ограничения на въезд таким способом не распространяются», – отметил эксперт.