Когда Москва поедет: прогноз по пробкам на 2016 год
Пробки уже давно стали неотъемлемой частью жизни мегаполиса. Долгие годы столица лидировала в списке самых загруженных городов мира. Однако в последние два года в Москве отмечается некоторое улучшение дорожной ситуации. С чем связано снижение траффика, что ждет автомобилистов в 2016 году, и что может в корне изменить транспортную ситуацию, разбирался корреспондент РИАМО.
Мэр Москвы надеется, что пробки никогда не победят Москву>>
Поток ускорился
Фото: РИАМО, Анастасия Осипова
По оценкам специалистов сервиса «Яндекс. Пробки», траффик в городе за 2015 год, хоть и незначительно, но сократился. В ходе исследования сравнивалось движение за шесть недель 2014 и 2015 года, с 1 сентября по середину октября, и только будние дни.
«Небольшое улучшение зафиксировано только в вечерние часы: с 18:00 до 19:00 среднее время проезда по улицам города сократилось на 1,5%. При этом в отдельных районах и на отдельных дорогах изменения оказались более существенными», – сообщил РИАМО аналитик «Яндекс. Пробок» Леонид Медников.
Об улучшении движения на ряде столичных магистралей заявил и заместитель мэра Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, по его данным, местами скорость потока выросла на 12%.
Некоторые эксперты оценили ситуацию 2015 года еще позитивнее. По словам руководителя экспертного центра Probok.net Александра Шумского, загруженность дорог сократилась существенно.
«Прогнозы по снижению интенсивности движения в 2015 году оправдались. Минувший год был действительно легче предыдущих в отношении дорожного движения. Думаю, можно говорить о снижении в 20-30%. Особенно это было заметно в весенне-летний период, да и новогодние праздники не принесли нам 10-балльных заторов», –отметил эксперт.
Сокращение трафика перед новогодними праздниками заметили многие.
«Впервые за всю историю наблюдений за столичными пробками в течение декабря показатель загруженности дорог ни разу не превысил отметку девять баллов. В декабре 2015 года средняя скорость движения транспорта на дорогах города выросла на 4% по сравнению с 2014 годом», – сообщила пресс-служба столичного Дептранса.
Днем с наибольшими пробками в Москве 2015 году стало 24 декабря>>
Кризис расчистил дороги?
Фото: РИАМО, Александр Кожохин
Причины наметившейся положительной динамики называют различные, в том числе и сокращение количества автомобилей на дорогах столицы. К примеру, по данным столичного департамента транспорта, за 11 месяцев 2015 года, количество автомобилей, выезжающих в течение суток в город, уменьшилось на 8-10% и составило в среднем 350 тысяч в день.
По мнению Ликсутова, сокращение автотранспорта на дорогах столицы связано, прежде всего, с введением платных парковок. В условиях экономического кризиса позволить себе тратить весомую сумму, оплачивая парковку, может далеко не каждый автолюбитель. Такого же мнения придерживается и Шумский.
«С каждым днем стоимость владения автомобилем становится выше: растут налоги, цена бензина, а в первую очередь здесь влияет платная парковка. С учетом удобных тарифов на наземный транспорт, люди стали пересаживаться на него. Впервые за последние 20 лет наблюдается рост пассажиропотока в автобусах, троллейбусах, трамваях», – отмечает эксперт.
В условиях растущей стоимости содержания автомобиля и снижения реальных доходов граждан, отказ от авто становится логичным развитием событий. Об этом свидетельствует и существенное падение автомобильного рынка.
По данным аналитического агентства «Автостат», авторынок России в 2015 году сократился на 35,7%. И хотя прирост числа автомобилей не остановился, но он существенно снизился. Так, в прошлом году число личного автотранспорта в Москве выросло на 150-200 тысяч единиц, что ниже предыдущих показателей на 200-250 тысяч единиц.
Однако сложная экономическая ситуация вряд ли существенно повлияет на трафик в 2016 году. По мнению экспертов, первый «шок» уже пройден и те, кто из-за большой финансовой нагрузки готовы были отказаться от автомобиля, уже это сделали.
«Первое время кризиса – это то время, когда люди совсем сжимаются, совсем экономят. Потом все постепенно нормализуется. Уже в осенний период прошлого года интенсивность движения несколько восстановилась, хотя и была ниже предыдущих показателей. Я думаю, в текущем году ситуация сильно не изменится, мы увидим ту же самую картину, что и в предыдущем году», – считает Шумский.
Как воспользоваться услугой каршеринга в Москве>>
Главный подарок автолюбителям
Движение по Алабяно-Балтийскому тоннелю
Фото: сайт мэра и правительства Москвы
Сегодня эксперты возлагают надежды на интенсивное дорожное строительство.
«Насколько я вижу, город заканчивает реконструкцию развязок на МКАДе, и это будет главный подарок в 2016 году. Новые развязки существенно упростят съезд с МКАДа, и можно будет забыть об этой проблеме», – отмечает Шумский.
Аналогичные предположения высказывают и аналитики сервиса «Яндекс. Пробки», хотя для этого необходимо завершить все работы по строительству развязок на МКАД.
Как объясняет Медников, раньше реконструкция одного съезда приводила к исчезновению пробки перед ним, однако затор появлялся у следующей развязки по ходу движения. С учетом этого, сложно сказать, какова будет ситуация после завершения всех реконструкций.
«Вероятнее всего, пробки заметно снизятся, потоки машин увеличатся, но появятся другие слабые развязки, которые не будут справляться с увеличившимся потоком и станут «собирать» пробки. Но, чем больше будет завершено реконструкций, тем меньше станет заторов, и возникать они будут реже», – прогнозирует аналитик сервиса.
Одним из главных «подарков» для автомобилистов, существенно повлиявшим на скорость движения, эксперты называют запуск полноценного движения по Алабяно-Балтийскому тоннелю 25 декабря 2015 года. Согласно их ожиданиям, в 2016 году это станет одним из главных факторов снижения траффика в северо-западных районах Москвы.
Так, по статистике «Яндекс. Пробок», после 25 декабря исчез утренний затор на улице Космонавта Волкова. «Если с 21 по 24 декабря с 8:00 до 9:00 в этой пробке водители проводили 15-20 минут, то после открытия тоннеля они проезжают этот же участок менее чем за 2 минуты», – уточняет Медников.
По словам эксперта, раньше москвичи теряли время на съезде на Ленинградское шоссе и на самом шоссе до поворота на улицу Алабяна. Теперь же по тоннелю водители проходят этот путь беспрепятственно - экономия времени составляет более 20 минут. Также в утренний час пик уменьшилось время проезда по улице Зои и Александра Космодемьянских: с 10-15 минут до 5 минут.
Первый российский ветромобиль: игрушка или перспективный транспорт>>
Последние рубежи
Фото: РИАМО, Анастасия Осипова
При этом общая картина движения в городе, по мнению экспертов, в 2016 году изменится незначительно. Сегодня, по словам Медникова, реконструкция магистралей приводит к смещению пробок, а не их исчезновению.
«Общая тенденция такова, что реконструкция радиальных магистралей способствует смещению пробок ближе к центру города в утренний час пик. Последними рубежами становятся ТТК и Садовое кольцо, и они уже не способны принять больший поток машин. В итоге все пробки выстраиваются перед ними. Зато в вечерний час пик выигрыш может быть существенным, так как, свободно выбираясь из центра автомобилисты «рассеиваются» по спальным районам», – поясняет Медников.
Таким образом, по его прогнозу, можно ожидать, что после реконструкции радиальных магистралей ситуация на подъезде к центру по утрам будет все ухудшаться, зато вечером выехать из центра будет проще.
Пробки, цены и мигранты – главные факторы беспокойства москвичей в 2015 г>>
Надежда на периферийные дороги
Фото: РИАМО, Анастасия Осипова
По мнению Шумского, бесконечная реконструкция магистралей вокруг центра бесперспективна.
«Так еще больше машин приведем в центр. Нужно больше возможностей, чтобы люди ездили между окраинами, чтобы двигались по периферии, минуя центр. Для этого нужны новые дороги. Нужно не только расширять существующие, но и строить новые. Больше связок между районами – это единственное, что может дать ощутимый толчок дорожному движению», – уверен эксперт.
С этой точки зрения очень перспективным Шумский считает запланированное на 2016 год строительство дорог, связывающих некоторые районы, разорванные железной дорогой. Речь идет о таких районах, как Бирюлево-Западное, Бирюлево-Восточное, Чертаново и Москворечье-Сабурово.
«Объезд железной дороги в этих районах требует не меньше 10 километров, хотя по географической прямой – буквально километр. Именно такие проекты по увеличению связанности дорожной сети – это то, что крайне необходимо, и наконец-то город к ним приступает. Следующий год, наверное, будет ознаменован такими проектами», – рассуждает руководитель Probok.net.
Развитие транспортной инфраструктуры позволило Москве уйти с 1 места по пробкам в мире>>
Транспортная привычка - страшная сила
Фото: РИАМО, Александр Кожохин
Несмотря на активное развитие общественного транспорта, пока не стоит надеяться на то, что он сильно повлияет на дорожную обстановку в 2016 году.
«Обычно открытие станции метро заметно не влияет на уровень пробок. Возможно, это объясняется тем, что люди, которые и раньше пользовались метро, доезжали до него на наземном транспорте. С открытием более близкого метро их поездки стали удобнее и быстрее, но доля автомобилистов, готовых отказаться от автомобиля из-за открытия метро по соседству, не столь велика, и это не сказывается на общем потоке автомобилей», – считает Медников.
Однако, по мнению Шумского, с точки зрения наземного транспорта позитивные изменения на лицо. С учетом масштабного ввода зон платной парковки и параллельным обновлением парка наземного транспорта, а также созданием удобной системы тарифов, пассажиропоток в автобусах, троллейбусах и трамваях стал расти, в том числе и за счет пересевших на них автомобилистов.
Что же касается Малого кольца железной дороги (МКЖД), которое сейчас адаптируют под пассажирский перевозки, то здесь, по мнению эксперта, прогнозировать какие-то улучшения рано.
«Не стоит ждать в 2016 году большого перераспределения потока на МКЖД. Ее должны запустить только к концу года, а транспортные привычки меняются долго. Например, аэроэкспресс раскатывался два года. Поэтому, если запустят эту железную дорогу в 2016 году, потребуется не меньше двух лет, чтобы действительно понять, эффективна она или нет», – считает Шумский.
Малое кольцо МЖД: рискованный проект или идеальная транспортная система?>>
На круги своя
Фото: РИАМО, Анастасия Осипова
В итоге мнения экспертов сводятся к одному – существенных перемен в дорожной ситуации Москвы в 2016 году, по сравнению с прошлым, ждать не стоит. Локальные улучшения, связанные с дорожным строительством, очевидны, но пока не носят системный характер, а лишь перераспределяют дорожный трафик на другие «узкие горлышки» города.
Основные же факторы образования пробок останутся прежними - дорожные работы и стройки, дожди и снегопады, а также увеличение или, наоборот, уменьшение потока машин в праздники.
Погодные условия и некоторые праздничные дни могут из года в год почти одинаково влиять на загруженность дорог Москвы. Например, на новогодних каникулах машин и пробок почти не бывает, и даже в первую рабочую неделю года на дорогах все еще свободно.
«Загруженность дорог традиционно вырастает на второй послепраздничной неделе примерно на 1 балл. После этого пробки будут держаться около одного уровня вплоть до майских праздников. Отдельные осложнения будут возникать из-за осадков, а также перед праздничными днями, например, перед 8 марта», – резюмировал Медников.
Анна Семенова