Как устроены овощебазы и почему там много мигрантов
ДОЛГОПРУДНЫЙ (Московская обл.), 12 ноя — РИА Новости, Дмитрий Виноградов. После трехнедельной проверки возобновила свою работу одна из крупнейших овощных баз Москвы и Подмосковья — ЗАО "Вегетта" в Долгопрудном. До начала проверок местные жители жаловались на обилие мигрантов, грязь и шум от грузовиков. Проверки эти жалобы подтвердили, но теперь, уверяет администрация базы, все нарушения устранены. Впрочем, корреспондент РИА Новости, побывав на базе, не обнаружил никаких принципиальных изменений.
Около 5 млрд руб дополнительно сможет получать регион после перевода рынков в капстроения>>
"Москва кушать не перестанет"
Хмурое осеннее утро, станция "Хлебниково" Савеловского направления железной дороги. Около платформы коротает время нетрезвое местное население. "Молодой человек, помогите на пиво", — окликает корреспондента РИА Новости потрепанная женщина средних лет. Дорогу к базе "Вегетта" (она же Хлебниковская овощная база) показывают четверо азиатов, копающих какую-то канаву.
На базе кипит жизнь, туда-сюда мотаются огромные фуры. Грузовики с номерами южных регионов России и соседних стран привозят овощи и фрукты. Здесь же — грузовики с логотипами известных супермаркетов на борту: на овощебазе они закупают свежую продукцию оптом, чтобы потом предложить ее конечным потребителям. То есть нам.
Азим привез из Азербайджана целую фуру помидоров. "Я знаю про проверки и мигрантов, но Москва кушать не перестанет", — говорит Азим. Он рассказывает, что на самой базе работает много его земляков — им он сдает привезенные овощи, они же ищут мелкооптовых покупателей. Нескольким азербайджанцам, у которых были проблемы с документами, по словам Азима, пришлось отбыть на родину. Остальные работают как работали.
Схема работы овощебаз довольно проста. Сюда из стран СНГ и Восточной Европы приходят фуры с овощами, фруктами и сопутствующими товарами вроде соков. Здесь их разгружают, хранят, а также фасуют в мелкую тару. Здесь же их покупают оптовики. Отсюда развозят по конечным потребителям — розничным рынкам и супермаркетам.
Здесь же, в нарушение всех норм, организуют розничную продажу "с колес" — сюда может приехать и мелкий оптовик, и бабушка с авоськой на колесах.
В будочках охранников — смуглые мужчины. Пройти внутрь можно, только сказав охраннику, что идешь за товаром. Мимо действительно идут домохозяйки и бабушки с тележками — закупаться.
Местные жители жалуются на шумное и неопрятное соседство баз, но и сами ими активно пользуются, приобретая товары по оптовым ценам. Не говоря уж о том, что именно местные сдают приезжим "резиновые квартиры".
Cмотрите инфографику: Нелегальная миграция в Подмосковье>>
Ни детей, ни полицейских на улице
Овощная база — такое предприятие, которое нуждается в большом количестве неквалифицированных рабочих рук: ведь все овощи-фрукты надо разгрузить. Местное население на тяжелую работу идет неохотно. В одном из цехов, где мандарины фасуют в знакомые нам по магазинам пластиковые поддончики, корреспонденту РИА Новости так и объяснили: "зарплата 50 тысяч, но работа тяжелая. Тут всегда холодно — чтобы продукты не портились. В общем, русские поработают месяц, зарплату получат, и уходят". Сейчас в цехе снова трудятся гастарбайтеры. Как заверили корреспондента РИА Новости, с документами у них все в порядке.
Есть и еще нюанс: овощебаза — это огромная территория, на ней можно "спрятать" все, что угодно: мигрантские общежития, молельные комнаты, нелегальные больницы и даже роддома. Это не фантазии — именно такого рода заведения и были обнаружены на "Вегетте" во время недавних проверок полиции и ФМС.
И сейчас, прогулявшись по 30 гектарам территории базы, можно обнаружить все атрибуты небольшого городка: отделения азиатских банков, халяльные кафе. Один торговец предлагает сим-карты российского оператора с тарифом, по которому можно дешево принимать звонки из Таджикистана и Киргизии. Другой, ничуть не таясь, предлагает "помощь" в оформлении миграционных документов: в последние месяцы за ними следят строже, чем раньше, но это не повод для мигранта покидать Россию. Просто теперь нужно больше денег и времени на хлопоты с оформлением.
Местные жители с удовольствием ходят на базу за продуктами, но сами такому соседству не рады. Жительница поселка Шереметьевский Ольга Иванова рассказывает: "Мы боимся выпускать на улицу детей. На улицах — много чужих, а вот полицейских мы на улицах не видим". Когда-то, по словам Ивановой, местные гордились поселком: в нем жили в основном военные. Тоска по тем временам отравляет нынешнее существование. "Они общаются с нашими детьми, а ведь многие из них болеют туберкулезом. Мы боимся", — говорит Иванова.
Другую местную жительницу, Любовь Тимошкину, раздражают "резиновые квартиры": приезжие селятся по 10-15 человек в одной квартире, шумят, "без конца хлопают дверьми и включают воду".
Хватит базарить: как власти Подмосковья борются с нелегальными рынками>>
Одни переживают, а другие ситуацией пользуются. Например, один из местных жителей организовал у себя целое общежитие, построил домики с маленькими комнатками и кроватями. В Мытищинском управлении ФМС сообщили РИА Новости, что уже отреагировали на жалобу, проверили нарушителей и обнаружили 150 иностранцев. В отношении 42-х из них принято решение о выдворении из России.
Убийство из-за овощей
Овощная база в поселке Хлебниково (сегодня он относится к городу Долгопрудный) была организована в 1960-х годах решением исполкома Московского горсовета народных депутатов. Она была нужна, чтобы снабжать овощами север Москвы.
Хлебниковская база стала одной из самых больших баз Москвы и Подмосковья: по площади она лишь чуть меньше базы в Бирюлево, а по оборотам даже больше.
В 1990-х ее акционировали и преобразовали в акционерное общество "Вегетта".А в 2002 году тогдашний гендиректор базы Петр Родькин и его супруга Тамара Родькина были застрелены. Убийство так и не было раскрыто. В следующем году база сменила владельцев.
Воробьев поддержал идею введения загранпаспортов для мигрантов>>
"Не поверишь, что находишься в Подмосковье"
Местные жители годами жаловались на шумное соседство, рассказывает РИА Новости местная жительница Любовь Тимошкина: "Мы годами обращались и в полицию, и в ФМС, но там или разводят руками, или поймают пару узбеков для галочки, а остальных не трогают". А один раз, возмущается жительница, она написала жалобу на соседей, которые организовали у себя "резиновую квартиру", так участковый показал текст жалобы самим соседям, а в ней был указан электронный адрес заявительницы с ее фамилией. "Мы живем большой семьей, я теперь переживаю за своих", — говорит Тимошкина. Она предполагает, что участковый подставил ее специально — чтоб не жаловались. Характерно, что претензии местных к Хлебниковской овощебазе слово в слово повторяют претензии жителей Бирюлево к Покровской овощебазе, ставшей эпицентром волнений на национальной почве и вскоре закрытой.
Местные жители жалуются не первый год. Вот цитата из материала в местной газете, вышедшей в августе 2003 года.
"Зайдя на территорию "Вегетты", не поверишь, что ты находишься в Подмосковье — отсутствие родной речи, изобилие мигрантов с подчеркнуто хозяйским поведением… Некогда чистый воздух поселка сейчас сильно загазован из-за непрерывного потока машин, идущих на "Вегетту"… И еще: с появлением мигрантов в поселке обострилась криминальная обстановка, возник наркотический бум. По поселку перемещаются нервно ждущие привоза наркотиков потребители"…
В том же материале ситуацию комментирует начальник ОВД Долгопрудного Олег Прокошев (он сохраняет свой пост до сих пор), опубликованный тогда же "Долгими прудами": "Я бы не драматизировал ситуацию с "Вегеттой". Практически такую же картину можно наблюдать во многих городах Подмосковья".
Более 90 рынков были закрыты в Подмосковье с начала года - МВД>>
"В связи с тем, что "Вегетта" находится на территории поселка, имеются проблемы", — признавал полицейский. Но успокаивал: "Мы стараемся держать их под контролем".
А это выдержки из комментариев читателей:
"За последние 10 лет я имел многочисленные контакты с администрацией ШТУ/с Нестеровым А.Н., Волковым А.С./ и правоохранительными органами по проблемам, связанными с незаконным самостроем и расселением мигрантов на свободных участках земли Хлебникова…"
"…Рядом со злополучным сараем … за последний месяц вырос еще один сарай, заселенный таджиками. Без печки, но со светом. Не только пожарная опасность, угнетают жизнь местных жителей проблема питьевого водоснабжения из колодца, буквально разрушенного мигрантами …"
Секретный город с роддомами и алкоголем
После избиения полицейского на Матвеевском рынке в Москве в августе 2013 года и начавшихся затем по всей столице проверок мигрантов отношение властей к ситуации на "Вегетте" изменилось.
Еще в августе правоохранительные органы организовали настоящую зачистку базы. В операции участвовали 300 сотрудников МВД и еще 50 человек из ФМС.
Как рассказал РИА Новости начальник оперативно-розыскной части управления экономической безопасности и противодействия коррупции московского областного управления МВД Николай Лазебный, оперативники появились на базе около 6 утра, когда мигранты еще завтракают и собираются на работу.
На территории овощебазы обнаружили целый подпольный город — со своими молельнями, нелегальными клиниками и роддомом, не говоря уж об общежитиях для мигрантов. Было задержано около 600 нелегалов.
Однако вскоре база возобновила свою работу — более того, московские власти именно сюда рекомендовали отправлять фуры после закрытия Покровской базы в Бирюлево. Мигрантов на базе и фур вокруг нее только стало больше. Увеличилось и количество жалоб местного населения, вдохновленного событиями в Бирюлево. На местных форумах стали появляться призывы "собраться и митинговать как в Бирюлево".
На базе вновь начались проверки. Как рассказал РИА Новости 1-й заместитель областного министра потребительского рынка и услуг Владимир Посаженников, по итогам этих ревизий на "Вегетте" была обнаружена несанкционированная торговля, причем можно было купить даже алкоголь и промышленные товары, хотя база специализируется на продуктах. "Алкоголь, мигранты, торговля с фур — все было", — признает Посаженников.
По его убеждению, продуктовые овощебазы должны работать "в режиме логистического центра — фура приехала, разгрузилась, уехала. Овощи расфасовали — и отправили. Никакой торговли с рук быть не должно". Что мешало навести порядок на этой и других базах до начала волнений в Бирюлево, и самое главное — будет ли этот порядок соблюдаться, когда компания утихнет, — вопросы, оставшиеся без ответа.
Россельхознадзор планирует получить одобрение на проверку овощебаз>>
Проверки — дело непростое
Глава московского областного Роспотребнадзора Ольга Гавриленко в разговоре с корреспондентом РИА Новости посетовала: главная сложность в контроле за подобными овощебазами — в том, что один хозяин там только номинально. На деле база заполнена сотнями ларьков и складов, у каждого из которых свой арендатор или субарендатор. Хозяева базы всегда готовы представить документы, подтверждающие, что тот или иной проблемный склад принадлежит не им. Более того, рассказывает Гавриленко, чтобы прийти с проверкой к хозяину ларька, нужно отдельное постановление для каждой фирмы. При этом приезжать с проверками Роспотребнадзор может к каждому бизнесмену только раз в три года, предупредив о ревизии за два дня.
Сейчас, как убедился корреспондент РИА Новости, база выглядит прилично — торговля с фур не ведется. Правда, торгуют из ларьков, но на это, уверяют на базе, разрешение есть. Что будет в том случае, если надзор за базами ослабят, прогнозировать трудно.
Тревожит Роспотребнадзор и то, что мигранты создают нагрузку на здравоохранение, говорит Ольга Гавриленко — ведь тому, у кого острое или инфекционное заболевание, медицинское учреждения обязаны оказать помощь вне зависимости от того, есть у человека регистрация или нет.
Глава ФМС по Московской области Олег Молодиевский рассказал корреспонденту РИА Новости, что по итогам проверок на базе "Вегетта" к ответственности было привлечено около тысячи мигрантов. Из них три сотни по решению суда должны покинуть пределы РФ. Правда, как признал Молодиевский, отъезд из пределов РФ всегда остается на совести приговоренного — физически его никто не депортирует, нелегал должен уехать сам. Впрочем, если нарушитель решит остаться в России и попадется во второй раз, он рискует быть депортированным и получить запрет на въезд в Россию.
Для борьбы с "резиновыми квартирами" областное управление ФМС организовало "горячую линию", куда каждый житель поселка может сообщить адрес соседской "нехорошей квартиры". "Жители поселка делятся на две части: одни недовольны избыточным присутствием в городе нелегалов, другие зарабатывают на них деньги и вполне довольны", — замечает глава областной ФМС.
Четыре "резиновых" квартиры с десятками мигрантов нашли в Подмосковье>>
800 человек в одной квартире
После прокатившихся в Бирюлево волнений изменился настрой и местных полицейских. Начальник межмуниципального управления МВД "Мытищинское" полковник Василий Субботин охарактеризовал ситуацию вокруг базы как "социальный нарыв", который "формировался годами". Субботин заверяет, что "с приходом нового губернатора дело сдвинулось с мертвой точки", однако что мешало заняться разгребанием этих авгиевых конюшен раньше, остается непонятным.
Теперь, после проверок полиции и ФМС, говорит Субботин, "на базе больше нет фактов проживания". Также "прекратились факты незаконной торговли с нестационарных точек", — то есть, прямо с фур.
Правоохранители пытаются навести порядок и в сфере проживания мигрантов — хотя, замечает Субботин, именно местные жители регистрируют в своих квартирах по 600-800 человек, "легализуя их пребывание" — хотя понятно, что такое количество людей "вместить в одну квартиру невозможно". На руку недобросовестным арендодателем работает то обстоятельство, что регистрация носит уведомительный характер — мигранту достаточно прийти на почту с хозяином квартиры и заочно уведомить ФМС, что он прописался по определенному адресу. По данным ФМС, стоит такая услуга 200-500 рублей. Субботин, впрочем, напоминает, что такой бизнес можно квалифицировать как нарушение статьи 322 УК РФ — "Организация незаконной миграции".
Что касается криминальной ситуации на улицах Хлебниково, то, говорит Василий Субботин, "на 12 тысяч населения всего трое участковых". Увеличить штаты невозможно — денег на это нет.
Владельцам рынков в Солнечногорском районе дали 2 недели на наведение порядка>>
Администрация овощебазы находится в старом административном здании советской постройки. Коридор офиса украшен благодарственными письмами от мэрии Москвы за подписью Юрия Лужкова и Сергея Собянина, полиции, ФСКН и даже ФСБ. В отсутствие директора с корреспондентом РИА Новости говорил один из его заместителей, отказавшийся называть фамилию. "Если на базе были какие-то нарушения, то теперь они все устранены, — заверил мужчина восточной внешности. — База работает, все нормально".