Как работают контролеры метро: новые способы борьбы с зайцами

Как работают контролеры метро: новые способы борьбы с зайцами
Акценты

Рейд по борьбе с безбилетниками в московском метро с участием контролеров ГКУ "Организатор перевозок", службы безопасности Московского метрополитена, сотрудников УВД и журналистов состоялся в пятницу. Как работают контролеры подземки и за счет чего сокращается число «зайцев», что грозит безбилетникам, и какие новые способы борьбы с незаконным использованием соцкарт для прохода в метро будут применять, читайте в репортаже РИАМО.

День закрытых дверей: как работает новый запрет держать двери в метро>>

Безбилетников стало меньше

Фото: Александр Кожохин, РИАМО

Московский метрополитен - самый популярный вид общественного транспорта в столице. С 1935 года число станций метро достигло почти 200. С ростом популярности и комфортности подземки растет и количество безбилетников. Однако за последние годы благодаря работе контролеров и регулярным рейдам число фактов безбилетного проезда в подземке удалось сократить.

По словам заместителя начальника 2-го отдела контроля правил пользования московским метрополитеном ГКУ "Организатор перевозок" Алексея Иванова, с начала 2015 года контролеры оштрафовали 103 тысячи человек за безбилетный проезд, что на 34 тысячи меньше по сравнению с прошлым годом.

«За 2015 год оштрафовано более 60 тысяч граждан за безбилетный проезд, а за неправомерное использование социальной карты - 40 тысяч. Общая сумма штрафов составила более 2 миллионов рублей», - сказал Иванов.

По словам Иванова, сократить число безбилетников в значительной мере удалось за счет установки на турникеты специальных треугольных колпаков, которые мешают «зайцам» опираться на турникеты и перескакивать через них. На сегодняшний день около 70% турникетов оборудованы такими «уголками», а в течение 2016-2017 годов на 72 станциях московского метрополитена установят еще 1072 новых турникета, оборудованных треугольниками и световыми датчиками.

Пассажиры ценят метро за предсказуемость, но не любят шум и толпу в подземке>>

В засаде

Фото: Александр Кожохин, РИАМО

Рейд стартовал около 9.00 на станции метро "Белорусская" Замоскворецкой линии, где в утренний час пик большой поток пассажиров из города и с вокзала. Журналисты наблюдали за «операцией» с двух сторон от турникетов. Просидели "в засаде" около часа.

За это время контролеры проверили не один десяток льготных карт, несколько пассажиров перепутали турникет и пытались пройти через соседний, а у некоторых не срабатывал проездной билет. Однако "зайцы" за время рейда на горизонте так и не появились.

Тогда организаторы решили наглядно продемонстрировать журналистам работу контролеров в случае выявления безбилетника. Они послали подставного "зайца", который преодолел турникет, зажав руками выдвигающиеся поручни. Нарушение правил прохода был замечен контролером, нарушитель был пойман, предоставил паспорт, был составлен акт об административном правонарушении и выписан штраф в 1000 рублей.

В метро существуют два вида штрафа: за безбилетный проезд в размере 1000 рублей и за неправомерное использование социальной карты - 2500 рублей. Кстати, после выписки безбилетнику административного штрафа дается 60 суток на его оплату. В случае просрочки данное дело передают судебным приставам.

По данным ГКУ "Организатор перевозок", в среднем контролер выписывает 3-4 административных постановления в день. Ежедневно в метро работают около 200 контролеров.

Один день с машинистом московского метро. ФОТО>>

Цвет имеет значение

Фото: Александр Кожохин, РИАМО

Как рассказала контролер Алла Зайцева, которая работает в московском метрополитене не первый год, среди нарушителей - и молодежь после 18 лет, и люди среднего возраста, как мужчины, так и женщины.

«Чисто внешне определить зайца можно, в основном по бегающим глазам», - отметила Зайцева.

Основное же, за чем следит контролер, это лампочки турникета, которые загораются при проходе по социальным картам. Так, при проходе по "Тройке" или "Единому" световые датчики не загораются, а если пассажир проходит по льготному билету, датчик тут же это отображает. У светового датчика есть три цвета: красный - для карт пенсионеров и многодетных семей, голубой - для студентов и школьников, зеленый - работники метрополитена и народной дружины, уточнила контролер.

«К примеру, загорается красная лампочка, и мы оцениваем - похож ли пассажир на пенсионера или нет. Если нет, то подходим и просим предъявить социальную карту», - рассказала Зайцева.

Контролер также показала журналистам карманный прибор "Пуск", с помощью которого можно определить, является ли пассажир настоящим льготником или "зайцем".

«Бывают такие случаи, что на руках у пассажиров имеется социальная карта, льгота которой закончилась. Прикладывая такую карту к прибору "Пуск", мы видим дату последней активности карты, исходя из которой можно сделать вывод о невалидности карты. А пассажир на самом деле прошел по чужой работающей социальной карте. Просим такого пассажира предъявить работающую карту. Мы ее не изымаем, но на основании карты выносится постановление о штрафе в 2500 тысячи рублей», - рассказала Зайцева.

Пресс-секретарь ГКУ "Организатор перевозок" Евгения Вдовиченко рассказала журналистам, что некоторые нарушившие закон пассажиры ведут себя агрессивно по отношению к должностным лицам метро. С начала 2015 года было зафиксировано 27 нападений на контролеров. На таких бунтарей пишется заявление, и далее решается вопрос о возбуждении уголовного дела о нападении на должностное лицо.

Иностранцы о московском метро: про Wi-Fi, мигрантов и советский дух>>

Соцкарты будут блокировать

Фото: Александр Кожохин, РИАМО

По словам Вдовиченко, компания не останавливается на достигнутых результатах и разрабатывает новые способы борьбы с правонарушителями. Ведь нарушитель может и дальше незаконно пользоваться чужой соцкартой. Для этого разрабатывается новая система, благодаря которой соцкарты, используемые для незаконного проезда в метро, будут блокировать.

Контролер метро прикладывает карту к своему ручному терминалу, появляется номер карты, и в конце смены он сдает все собранные за день номера своему начальству. Далее формируется база данных и передается в Московский социальный регистр, и уже там все карты, по которым прошли нарушители, блокируются. Разблокировать ее можно только, если владелец карты сам напишет заявление и придет туда лично, объяснила пресс-секретарь.

«Таким образом, человек не сможет постоянно нарушать по одной и той же карте. Эта система сейчас разрабатывается, я думаю, она заработает примерно через два месяца», - сказала Вдовиченко.

ГКУ "Организатор перевозок" в связи с предшествующим нововведениями ожидает дальнейшее сокращение числа зайцев в московском метрополитене.

Спецотдел по борьбе с карманниками создали в полиции московского метро>>