Как не попасть под чертово колесо: проверка аттракционов в Подмосковье

Как не попасть под чертово колесо: проверка аттракционов в Подмосковье
Акценты

Случаи получения травм на аттракционах фиксируются по всей России. Чтобы билет на карусель не стал лотерейным, в Подмосковье проводятся регулярные проверки. 15 мая завершилась операция «Аттракцион-2017». Корреспондент РИАМО выяснила, как инспекторы проверяют безопасность аттракционов и на что нужно обратить внимание перед тем, как сесть на карусель.

Власти Подмосковья разрабатывают концепцию создания колес обозрения в парках региона >>

Операция «Аттракцион»

В течение месяца сотрудники управления Гостехнадзора осматривали карусели, автодромы и колеса обозрения. Вообще аттракционы проверяют регулярно, но горячая пора для инспекторов – конец весны, когда карусели массово выходят из «зимней спячки». Специалисты выясняют информацию о каждой детали аттракциона, чтобы посетители потом получали от него только удовольствие. При осмотре не бывает мелочей, поэтому проверяется, хорошо ли закреплен ремень, установлена ли защита на дверцах и т.д.

В парках и торговых центрах Московской области – почти 800 аттракционов, больше всего их в Мытищинском городском округе, Ногинске и Орехово-Зуево. К эксплуатации после проверки допустили 490. Впрочем, нарушений немного.

«В ходе операции «Аттракцион-2017» выявлено семь нарушений. Пять административных протоколов составлены за эксплуатацию незарегистрированных аттракционов и два протокола – за эксплуатацию аттракционов, не прошедших технический осмотр. Общая сумма штрафов – более 200 тысяч рублей», – заявил Сергей Фролов, начальник управления Гостехнадзора Московской области.

По словам заместителя председателя правительства Московской области Дениса Буцаева, в правительстве внимательно следят за развитием индустрии развлечений. В планах – построить крупный парк аттракционов в Серпуховском районе, а в каждом крупном городе поставить по колесу обозрения.

«Аттракционы – достаточно серьезное направление, при развитии которого мы получаем хороший кумулятивный эффект. Они притягивают к себе большой поток посетителей, как жителей Подмосковья, так и Москвы. Задача заключается в том, чтобы сделать этот вид развлечений совершенно безопасным», – считает Буцаев.

К настоящему времени многие аттракционы не начинают работу из-за погодных условий в Московской области, поскольку владельцы каруселей считают их запуск преждевременным с точки зрения коммерческой выгоды.

Карта лучших туристических маршрутов по Подмосковью >>

Катай, но проверяй

Поскольку нередко бизнесмены больше озадачены получением прибыли и о правилах эксплуатации задумываются, когда несчастный случай уже произошел, все аттракционы проверяет региональное управление Гостехнадзора. В Московской области оно относится к Министерству сельского хозяйства.

По словам министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрея Разина, в ходе проверок обязательно выясняется, где и как был зарегистрирован аттракцион, допущен ли он к эксплуатации, проводился ли технический осмотр.

За безопасность аттракционов, в первую очередь, отвечают их владельцы. Оформление техники во многом напоминает постановку на учет автомобиля. Все новые карусели нужно регистрировать в управлении Гостехнадзора, ежегодно получать талон техосмотра. Затем осуществлять ежедневный тестовый запуск, технические проверки, своевременный ремонт.

Как отмечает генеральный управляющий парка аттракционов Виталий Арутюнян, все аттракционы осматриваются. У каждого парка есть руководитель, который понимает свою ответственность.

«Над каждой каруселью колдуют три-четыре человека, чтобы все исправно работало. Есть приглашенный специалист из Италии и техники, которые проводят ежедневную проверку», – рассказывает управляющий.

Парк в Мытищах, как сказали бы в советское время, образцовый. Большинство каруселей сделаны в Италии по индивидуальному проекту, но есть и примеры импортозамещения. Аттракционам в парке чуть больше десяти лет – это совсем немного по меркам подобной техники. К приезду Дениса Буцаева, который решил лично проинспектировать парк, возле детских аттракционов даже появились весы.

Для России в целом характерна обратная ситуация, когда парк аттракционов сильно изношен и пополняется в основном подержанной техникой. Тем не менее, специалисты отмечают, что главный критерий безопасности – не возраст аттракциона, а постоянный технический контроль за его состоянием.

«Проверяем, установлены ли крепежи, состояние валов, движущих механизмов, колес, ограждений. Обязательно запускаем аттракцион, смотрим, чтобы кабина перемещалась без рывков», – объясняет консультант отдела по надзору № 1 управления Государственного регионального надзора Московской области Максим Байбеков.

По словам эксперта, чем выше и быстрее аттракцион, тем он опаснее. Инспекторы особенно внимательно проверяют исправность открытых кабин, систему экстренного торможения.

Надо сказать, не все предприниматели приветствуют и понимают такой контроль. Поскольку в законодательство ежегодно вносятся изменения, и за этими новеллами трудно уследить.

«Наши предложения, идеи по улучшению всегда встречают в штыки. Как результат – по всему парку можно увидеть только сухие деревья, которые, падая, разносят все вокруг», – поделились с РИАМО в руководстве парка аттракционов.

Речные маршруты в Москве и Подмосковье: на дачу, на завтрак, на дискотеку >>

Бдительность прежде всего

Одно из наиболее частых нарушений – использование аттракционов без соответствующего допуска. Бороться с этой ситуацией, считает Денис Буцаев, помогла бы бдительность самих посетителей. Прежде чем кататься на каруселях, лучше посмотреть на документы.

«Необходимо наличие государственного регистрационного знака, который устанавливается на аттракционе. Талон технического осмотра оранжевого цвета, как правило, размещается на кабине оператора или вешается на кассе. У оператора аттракциона также должно быть удостоверение», – рассказал заместитель заведующего отделом по надзору № 1 управления Государственного регионального надзора Московской области Михаил Рожнов.

Предприниматели, впрочем, бумаги показывают с неохотой.

«Чем нам заниматься – колесо проверять или сертификаты показывать?» – недоумевает Виталий Арутюнян.

Специалисты рекомендуют гражданам обращать внимание на внешний вид и детали аттракциона, особенно на слабые места. Одно из них – ремни безопасности, которые в нашем климате сгнивают каждый год. Также часто ломаются пластиковые карабины.

«Посадочное место должно быть как следует закреплено. Если используются цепи, мы советуем закрывать их какой-то герметичной резиновой поверхностью, например, шлангами, чтобы палец ребенка не мог туда попасть. Еще один момент – элементы запирания дверей, которые тоже зачастую разрушаются. При интенсивном вращении аттракциона ребенок может схватиться за дверь и выпасть», – отмечает Михаил Рожнов.

Если аттракцион передвижной, стоит убедиться, что он твердо стоит на земле. Карусель обязательно должна располагаться на специальной ровной площадке, но владельцы часто пренебрегают безопасностью, ставя аттракцион на гнилые доски.

«Каждый житель Подмосковья может сообщить о нарушениях. Если вы увидели, что качели, карусели, американские горки и другие аттракционы не соответствуют техническим требованиям, есть сомнения в их исправности, легальности и местонахождении – обращайтесь в управление Гостехнадзора», – рекомендует Андрей Разин.

Унесенные ветром

Тем не менее, пожаловаться в Гостехнадзор можно не на всех недобросовестных владельцев. Инспекторы проверяют безопасность только механических аттракционов. Батуты и надувные детские городки пока находятся вне надзора ведомства. Их содержание и безопасность остается только на совести владельцев. Об этом необходимо помнить, прежде чем отправлять ребенка на аттракцион. В России известны десятки случаев, когда батуты переворачивало и уносило ветром в столбы или на проезжую часть.

«Оператор не контролирует количество детей на батуте. Было несколько случаев, когда дети ломали руки. Но хозяева зачастую преследуют только одну цель – заработать, и продают столько билетов, сколько посетители готовы купить», – рассказывает Михаил Рожнов.

Как сообщили в управлении Гостехнадзора, ситуация может измениться в 2018 году. Вступит в силу технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов», после чего батуты и надувные городки все-таки попадут в список проверяемых аттракционов.

Куда жаловаться, если вы отравились в ресторане >>

Наказание для владельца

Развлекательный бизнес в основном частный, так что собственник несет всю полноту ответственности, вплоть до уголовной. Если инспекторы Гостехнадзора находят неполадку, владельцы должны устранить ее, а затем пройти повторную проверку. В случае серьезных нарушений последует административное взыскание. В этом году штрафы существенно выросли, чтобы суммы стали чувствительными для предпринимателей. Штрафы за использование незарегистрированных аттракционов увеличились с 5 до 70 тысяч рублей, за использование неисправных аттракционов – до 50 тысяч рублей.

Если на аттракционе все-таки произошло ЧП и пострадали люди, необходимо сразу же обратиться в полицию и в администрацию парка аттракционов, составить акт о несчастном случае. Юристы советуют обратиться с жалобой и в Роспотребнадзор, который отвечает за защиту прав потребителей.

По словам Раиля Гизятова, ведущего юриста Европейской Юридической Службы, уголовное дело может быть возбуждено по статье 238 УК РФ «Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей».

За выплатами можно сразу идти в суд или попытаться урегулировать ситуацию с предпринимателем.

«За компенсацией следует обратиться в досудебном порядке к владельцу аттракциона. В заявлении должны быть изложены требования о компенсации вреда и расходов. Если организация откажет, остается только дорога в суд», – рассказывает адвокат АК «Гражданские компенсации» Ирина Фаст.

При этом независимо от тяжести травмы пострадавший имеет право на компенсацию морального вреда, лечения и утраченного заработка, если пришлось брать больничный на работе. В отдельных случаях возможно пожизненное содержание и выплаты родственникам. Главное помнить, что за травмы и причиненный здоровью вред отвечает владелец аттракциона, независимо от того, какие бумаги он потребовал подписать перед тем, как вы решили сесть на его карусель.