«Историческое унижение Зеленского»: что говорят эксперты о переговорах России и США
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8yL3JpYS04MzY4MDUxbXI5MDAuanBn.webp)
Каковы итоги первых за долгое время публичных российско-американских переговоров, состоявшихся в Саудовской Аравии, читайте в материале РИАМО.
18 февраля в Эр-Рияде прошла четырехчасовая встреча между делегациями России и США. Первую возглавляли глава МИД РФ Сергей Лавров и помощник Владимира Путина по внешнеполитическим вопросам Юрий Ушаков, вторую – госсекретарь США Марко Рубио, советник Дональда Трампа по нацбезопасности Майкл Уолтц и спецпосланник Стив Уиткофф. О сколько-нибудь значимых конкретных результатах объявлено не было, но это не помешало специалистам бурно обсуждать произошедшее.
Что заявили об итогах переговоров Россия и США
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8yL3JpYS04ODQxMjUxbXI5MDAuanBn.webp)
Фото - © РИА Новости
По итогам встречи Сергей Лавров назвал состоявшийся разговор «очень полезным».
«Мы не просто слушали, но и слышали друг друга. У меня есть основания полагать, что американская сторона стала лучше понимать нашу позицию»
Сергей Лавров
глава российского МИДа
Из других итогов, о которых сообщил Лавров, можно выделить следующие:
- встреча прошла по поручению президентов, которые договорились о личной встрече и указали определить вопросы, которые необходимо проработать до начала переговоров о назначении даты и срока саммита;
- Москва согласна с позицией Рубио, что России и США необходимо руководствоваться национальными интересами;
- Россия и США проявили большой интерес к возобновлению консультаций по геополитическим проблемам;
- стороны договорились обеспечить скорейшее назначение послов в столицы двух государств и раз и навсегда решить проблему работы дипмиссий;
- российские представители сообщили американской делегации, что для Москвы неприемлемо появление на Украине войск стран НАТО, даже если они будут под эгидой Евросоюза, чужими или национальными флагами;
- Москва и Вашингтон договорились о необходимости снять препоны для взаимовыгодного экономического сотрудничества;
- стороны назначат своих представителей для работы над завершением украинского конфликта, в ближайшее время будет сформирован процесс по украинскому урегулированию.
В свою очередь Марко Рубио заявил, что если украинский конфликт будет завершен «на приемлемых условиях, существуют исключительные возможности для сотрудничества» и «партнерства» России и США – «как в геополитике, так и в экономике».
Кроме того, американский госсекретарь сказал следующее:
- работа по завершению конфликта на Украине потребует «сложной и напряженной дипломатии» длительное время;
- прекращение боевых действий потребует уступок со всех сторон;
- Трамп желает завершить конфликт на Украине справедливо и не допустить его возобновления «через два-три года»;
- ЕС в какой-то момент должен оказаться за столом переговоров, так как вводил санкции против России;
- санкции против Москвы стали следствием конфликта на Украине, и задача Вашингтона – положить ему конец;
- США считают себя единственной стороной, способной добиться мирного соглашения между Россией и Украиной.
Чуть позже о состоявшихся в Эр-Рияде переговорах высказался и Дональд Трамп. Он назвал их «очень хорошими» и сказал, что теперь «намного более уверен» в достижении компромисса по Украине.
США кардинально изменили свое отношение к России
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8yL2xvcmktMDAwNjU4NTY2MS1iaWd3d3dfQW14NjBBdS5qcGc.webp)
Фото - © Фотобанк Лори
Как рассказал РИА Новости заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов, переговоры в Эр-Рияде демонстрируют изменение подхода Вашингтона к Москве и его готовность учитывать российские интересы, чего в постсоветскую эпоху не было никогда.
«На протяжении всего периода после окончания „холодной войны" Соединенные Штаты говорили о том, что интересы России учитывать не нужно, Россия не должна обладать никаким серьезным вето и правом принятия решений по вопросам европейской безопасности, не должно быть никаких пределов экспансии Запада и расширению НАТО, а когда Россия пытается отражать ее, то нужно либо игнорировать ее, либо побеждать – „наносить ей стратегическое поражение". Эта встреча была первая, в основе которой лежало совершенно другое понимание, что стратегическое поражение России невозможно, а следовательно, с ней нужно договариваться, следовательно, необходимо учитывать ее интересы», – считает эксперт.
«Эта встреча была первая, в основе которой лежало совершенно другое понимание, что стратегическое поражение России невозможно, а следовательно, с ней нужно договариваться, следовательно, необходимо учитывать ее интересы»
Дмитрий Суслов
заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
При этом политолог отметил, что «никто и не надеялся, что на самой первой встрече можно преодолеть все разногласия» между Россией и США, но важен настрой Вашингтона и Москвы на регулирование этих разногласий.
По мнению политолога, главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова, всеобщее воодушевление вокруг встречи делегаций России и США обусловлено «глубиной падения отношений в предшествующий период – практически до уровня их отсутствия».
«Каждый следующий шаг будет его [воодушевление] уменьшать, потому что несовпадение интересов и взаимное непонимание по важным вопросам станут проявляться в растущей степени», – отметил эксперт.
При этом, как считает Лукьянов, преуменьшать значимость событий все-таки не стоит. «Произошел важный переход. На предыдущей стадии господствовал фантазийный идеологический гегемонизм, наиболее ярким олицетворением которого был даже не столько сам Байден, сколько его альтернативно одаренные госсекретарь и помощник по нацбезопасности. Сейчас во главе угла утрированный прагматизм, который тоже подразумевает доминирование, но не как самоцель, а по конкретным поводам (пусть и довольно многочисленным)», – считает политолог.
При Байдене, как отметил Лукьянов, дипломатия классического рода была неприменима, «поскольку американская сторона, провозглашая ценностные лозунги, не предусматривала отхода от них».
«Вопрос, по сути, заключался в том, в какой форме и насколько быстро визави согласится с американским видением, а компромисс предполагался только по внешнему оформлению такого принятия», – констатировал эксперт.
Теперь же на место этому ценностному доминированию, по мнению политолога, пришел «меркантилистский подход», допускающий «наличие у собеседника (того, кого США признают в качестве значимого игрока) собственной трактовки событий и интересов».
«Историческое унижение Зеленского»
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8yL3JpYS04NzcyMTc0bXI5MDBfY0ZYTU9wZC5qcGc.webp)
Фото - © РИА Новости
Как отметил бывший украинский политик Олег Царев, переговоры в Эр-Рияде называют историческим унижением для президента Украины Владимира Зеленского и сравнивают их с унижением короля Пруссии Фридриха Вильгельма в 1807 году в Тильзите (сейчас – город Советск в Калининградской области).
«Тогда русские и французы заключили перемирие, и через три дня после этого их императоры Александр и Наполеон встретились на плоту на середине реки Неман, разделявшей обе армии. А прусский король, с которым Наполеон пока заключить перемирие отказывался и чья армия уже почти перестала существовать, весь час и пятьдесят минут, пока императоры беседовали о мирном договоре, находился на русском берегу Немана, надеясь, что его позовут тоже. Но Наполеон назначил ему встречу на следующий день и обошелся с ним максимально презрительно. Расставаясь, он пригласил Александра к обеду, а короля прусского не пригласил, еле кивнул ему головой и повернулся к нему спиной», – привел красочную историческую иллюстрацию Царев.