Инфоэкраны в автобусах: удобство или бездумные траты
Пилотный проект по установке инфоэкранов в автобусах «Мосгортранса» был запущен в январе 2016 года. Пока инфоэкраны работают на двух маршрутах - №400 и №959. По итогам эксперимента будет принято решение, стоит ли дальше развивать эту систему. Корреспондент РИАМО протестировал нововведение на маршруте № 400 «Зеленоград ‒ метро «Речной вокзал» и узнал мнения пассажиров о пользе инфоэкранов.
Москвичи о сносе торговых павильонов: «Они никому не мешали»>>
Сомнительный комфорт
Информационный экран в салоне автобуса в Москве Фото: РИАМО, Иванна Боровец
Большая часть пассажиров на маршруте №400 – это жители Зеленограда, работающие в других частях Москвы. Вечером остановка автобуса, который отправляется от «Речного вокзала» в сторону самого удаленного округа столицы, полна желающих попасть домой. Очередь растягивается на десятки метров, однако сесть в автобус не так просто.
«В среднем на ожидание автобуса вечером у меня уходит от 20 до 50 минут. Бывает, пропускаешь два-три автобуса, чтобы влезть в транспорт. Конечно, от этого сильно устаешь и нервничаешь», ‒ рассказывает пассажирка Тамара.
По словам жительницы Зеленограда Галины, она уже 20 лет ездит в Москву, и за это время дорога не стала комфортнее: уехать сложно, путь долгий и тяжелый из-за большого количества людей и нехватки машин на маршруте.
Учитывая эти обстоятельства, появление информационных мониторов, призванных, по задумке «Мосгортранса», сделать поездку более информативной и удобной, вызывает в лучшем случае ироничные улыбки ожидающих на холоде пассажиров.
По мнению пассажиров, инфоэкраны - далеко не первая необходимость. «Нам нужны автобусы, побыстрее до дома доехать, а не какие-то инфоэкраны», ‒ возмущается пенсионер Николай.
«Удобно нам было бы, если бы не приходилось так долго ждать. Я считаю, на потраченные на экраны деньги лучше было бы купить еще один автобус. Вот что сделало бы поездку более удобной», ‒ заявил РИАМО зеленоградец Сергей.
Однако, как пояснили в ГУП «Мосгортранс», пилотный проект с инфоэкранами осуществляется за счет средств подрядчиков, а «Мосгортранс» будет выделять бюджет на проект только в том случае, если «пилот» будет признан успешным.
Не та целевая аудитория?
Информационный экран в салоне автобуса в Москве Фото: РИАМО, Иванна Боровец
Наконец, попав в автобус, люди рассаживаются по местам и могут оценить нововведение.
В центральной части салона размещены два монитора, на которых транслируется информация для пассажиров. По периметру экрана указаны сопутствующие данные: погода за окном, средний балл загруженности дорог, время и дата, три ближайшие остановки и время следования до них. На основной площади экрана транслируются мировые, федеральные и городские новости, рубрика «города мира», информация о городских услугах и проектах.
Казалось бы, все это может заинтересовать жителя региона и развлечь его в пути. Однако ни одного пассажира, устремившего взгляд на монитор, в салоне не было. Люди заняты другими делами: кто-то уткнулся в телефон, кто-то задремал, кто-то смотрит в окно или общается с попутчиком.
Кстати, по мере загрузки автобуса на остановках обзор экранов становится доступен только единицам из пассажиров, которые, впрочем, не спешат воспользоваться этим удобством.
«Люди в час-пик едут в битком набитом транспорте, в толкучке ничего не видно, и смотреть неудобно. Все уставшие и злые, ничего не хочется. Наверное, такие мониторы полезны для каких-то маршрутов в историческом центре города, экскурсионных автобусов, для туристов. Но местным жителям не до них. На обычном городском транспорте эти экраны ‒ пустая трата денег», ‒ считает работающая пенсионерка Нина Викторовна.
Передозировка информацией
Информационный экран в салоне автобуса в Москве Фото: сайт ГУП «Мосгортранса»
Интересно, что многие пассажиры даже не обратили внимания на наличие инфоэкранов. «Ой, а я и не заметила, что тут висит. А что тут пишут?» ‒ поинтересовалась у корреспондента РИАМО пассажирка, стоящая в полуметре от монитора.
На вопросы о полезности информации, транслируемой на мониторах, опрошенные пассажиры реагировали примерно одинаково - интересовались, «что же там пишут». Выяснилось, что ни один из опрошенных, регулярно пользующихся маршрутом №400, не в курсе, какой именно контент показывают на экранах.
«Люди едут с работы, уставшие, перегруженные информацией. Хочется отдохнуть. Нет никакого желания изучать эти мониторы», ‒ делится впечатлениями пассажирка Тамара, сидящая прямо напротив монитора.
По ее словам, она даже не сообразила, что садится в первый ряд близко к экрану. «Глаза за рабочий день перед компьютером итак устали, а от этой картинки они только болят. Даже не отдохнешь», ‒ пожаловалась собеседница агентства. И как только появилось место по соседству женщина сразу пересела.
По признанию Тамары, которая специально решила последить за изображением, она ничего не запомнила и не почерпнула ничего полезного для себя в ходе просмотра.
Кстати, контент для инфоэкранов выбирает компания-разработчик информационных табло ООО «Телеком Транс» по согласованию с ГУП «Мосгортранс».
Казалось бы, сообщаются только важные для жителей региона вещи, но даже они вызывают у пассажиров негативные эмоции либо безразличие. Как объясняет психолог, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги РФ Евгений Величкин, все дело в том, что у большинства людей, живущих в городе, происходит перегрузка информацией.
«На человека с утра до вечера, без его желания, направляется огромный поток информации в виде рекламы, баннеров, газет, новостей по интернету, радио, ТВ, на работе, дома. Это как если на компьютер загрузить 20 программ, то 21-ю он уже не сможет воспринимать, а человеческий мозг аналогичен компьютеру», ‒ отмечает Величкин.
В такой ситуации, по мнению психолога, человеческий мозг бессознательно начинает блокировать лишний контент. Время в пути многие люди хотят использовать для отдыха и стараются защитить себя от внешних воздействий. Происходит своего рода психологический блок.
«Здесь дело не в полезности, а именно в ненужности получения информации в данный момент в конкретном месте», ‒ уточняет Величкин.
По его словам, когда мозг перегружен, то ничего полезного он не воспринимает, отключаясь на время. Это необходимая защитная функция организма, и мозгу, в первую очередь, важно сохранить свое нормальное состояние, чем получить что-то еще, пусть даже нужное и полезное.
Польза или «спам»?
Информационный экран в салоне автобуса в Москве Фото: сайт ГУП «Мосгортранса»
В ходе опроса пассажиров обнаружился еще один интересный факт: многие ассоциировали информационные мониторы с рекламой.
«Да там рекламу крутят всякую. Надоел этот спам уже», ‒ сказал пассажир Сергей, хотя ни одного рекламного ролика за весь маршрут показано не было.
По мнению психолога, у современных горожан происходит отторжение навязываемой информации, в том числе потому, что они инстинктивно ожидают увидеть рекламу.
«Сегодня пассажир в транспорте постоянно сталкивается с рекламой, она сопровождает его на баннерах, плакатах, объявлениях. Мозг начинает защищаться и блокировать входящий поток, воспринимая любую, даже полезную информацию, как рекламное сообщение. Человек перестает отличать полезный и неполезный контент и просто отключается от него, чтобы снизить нагрузку на психику», ‒ комментирует Величкин.
Таким образом, тестирование пилотного проекта показало, что установленные в автобусах мониторы оказались, как говорится, не к месту. Пассажиры просто не готовы воспринимать информацию, транслируемую с них.
Как сообщили в ГУП «Мосгортранс», никаких итогов с момента запуска эксперимента еще не подведено, так как прошло недостаточно времени. По тестовому проекту ни само предприятие, ни город никаких затрат не понесли. В случае решения о дальнейшем развитии проекта он будет осуществляться при финансировании «Мосгортранса». Решение о выборе подрядчиков в данном случае будет приниматься по стандартной процедуре через тендер.
Анна Семенова