Еще одна Москва: почему расширение столицы считают градостроительной ошибкой
Новая Москва в 2017 году отметит первый юбилей – 5 лет. Эксперты не устают критиковать один из самых амбициозных проектов последних лет, считая присоединенные территории полигоном под застройку, на развитие которого у столичных властей просто нет денег. Сами чиновники не торопятся переезжать за МКАД, как предполагалось изначально, и сообщают о новых планах строительства. Почему расширение Москвы называют градостроительной ошибкой, и что думают об этом сами москвичи, выяснял корреспондент РИАМО.
Другая Москва: что изменилось в жизни «новых москвичей»>>
Никуда не едем
С 1 июля 2012 года к Москве присоединили гигантский аппендикс площадью 148 тысяч гектаров на юго-западе Подмосковья, тем самым увеличив территорию города аж вдвое. Всего в состав столицы вошло 21 муниципальное образование Московской области, в том числе два городских округа — Троицк и Щербинка, а также 19 городских и сельских поселений. Новые земли стали Троицким и Новомосковским округами Москвы (ТиНАО).
Когда проект расширения Москвы только обсуждался с экспертной общественностью, у чиновников главным аргументом в его пользу стал перевод госучреждений из центра столицы. Такой маневр позволил бы разгрузить «старую» территорию города и существенно улучшить транспортную ситуацию. Тем более, что с развитием в Москве электронной системы госуслуг отпала необходимость в личном посещении многих чиновников, а раз так, то не все ли равно, где они будут сидеть.
Кроме того, расширение столицы должно было существенно повысить инвестиционную привлекательность территорий, которые раньше принадлежали Подмосковью.
Спустя почти пять лет тема с переносом госучреждений, ради которой все затевалось, незаметно сошла на нет. Зато застройка ТиНАО действительно идет полным ходом. По данным московского Департамента развития новых территорий (ДРНТ), с 2012 года на территории новой Москвы было построено около 10 миллионов квадратных метров недвижимости, из которых 8 миллионов – это жилые площади.
По данным властей Москвы, в Троицком и Новомосковском округах за 4,5 года построили более 40 социальных объектов и свыше 350 тысяч квадратных метров торговых комплексов.
В 2016 году активная застройка новых территорий Москвы продолжалась: там возвели свыше 1,6 миллиона квадратных метров жилья. На них пришлось четыре детских сада на 685 мест и две школы на 3435 учеников, введенные в эксплуатацию силами инвесторов.
«Переехав за МКАД, ты как будто попадаешь в сказку» — москвичи о переезде в Подмосковье>>
Градостроительная ошибка
Планы, которые сегодня озвучивают чиновники относительно новой Москвы, продолжают эту тенденцию: ее территория будет застраиваться дальше. Этот процесс должны урегулировать Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) Троицкого и Новомосковского округов, которые планируется утвердить к концу марта 2017 года. Но уже сегодня из сообщений ДРНТ известно, что только до конца первого квартала 2017 года в ТиНАО могут ввести в эксплуатацию около 260 тысяч квадратных метров жилой недвижимости. В итоге создается впечатление, что с новой Москвой столица просто получила гигантский полигон под застройку жилья.
«Нам проект новой Москвы подали как данность, как готовое решение, не требующее обсуждения», - говорит руководитель лаборатории прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Ревич, который был членом экспертной комиссии по расширению столицы.
По его словам, у многих специалистов этот проект вызвал непонимание и сомнения в его полезности и значимости. В частности, профессор МГУ Наталья Зубаревич в своем докладе выступила с критикой, представила подробный анализ доходов Москвы, который показал, что у города нет денег на освоение такой территории.
Как рассказал Ревич, первое место в конкурсе проектных решений для новой Москвы занял консорциум французских градостроителей и мастерской архитектора Сергея Ткаченко. Этот проект был очень хорошо проработан – но на его реализацию нужны десятки миллиардов долларов.
«Это огромные деньги. По идее, мониторить реализацию проекта должен институт Генплана. Но оттуда, насколько я знаю, ушли ведущие специалисты, которые проводили экспертизу расширения новой Москвы. Что сейчас с этим мониторингом, сложно сказать», - добавил эксперт.
Расширение столицы было градостроительной и политической ошибкой, считает директор Центрального научно-исследовательского и проектного института (ЦНИИП) градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Владимир Коротаев. По его мнению, в «старой» Москве было достаточно мест под застройку – это и промзоны, и неэффективно используемые территории.
«Вместо того, чтобы развивать город, его зачем-то расширили. При этом 40% всех мест приложения труда у нас по-прежнему остается в центре Москвы», - отмечает эксперт.
По словам Коротаева, Москва традиционно развивалась по определенным направлениям – и вдруг одним махом у нее появился гигантский «придаток», разделивший Московскую область на части.
При этом оказалось, что по городской территории проходит федеральная Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), чего быть не должно. Кроме того, в черту Москвы попали зоны аэропортов Остафьево и Внуково и природные территории, что также выглядит странно, отмечает специалист.
Москва ‑ 2117 – какой футурологи видят столицу через 100 лет>>
Зачем метро в Саларьево?
Бурная застройка новой Москвы существенно обострила транспортную ситуацию. При этом власти города дорогами занимаются, но не слишком активно. Так, с 2012 года в ТиНАО были построены и реконструированы три дороги: Первая – от поселка Коммунарка до района Южное Бутово, вторая – от Мамырей до Саларьево, и третья – от Московского до Рассказовки.
Сегодня на новых территориях строится около 67 километров дорог. Работы ведутся на семи дорожных объектах, включая Калужское шоссе и первый этап трассы Солнцево-Бутово-Видное. Всего в ТиНАО до 2021 года планируется проложить около 200 километров дорог. Однако пока это – перспективы. А на деле 13,5 километров построенных и реконструированных дорог за 4,5 года на территорию в 148 тысяч гектаров выглядят несерьезно.
При этом намерения чиновников относительно новой Москвы весьма амбициозны: так, до 2025 года в Троицком и Новомосковском округах планируется проложить 53 километра линий метро, 41 километр железных дорог и почти 120 километров трамвайных линий, которые пройдут по девяти радиальным направлениям. Среди них – маршруты от Внуково до Щербинки через Остафьево длиной около 26 километров, от поселка Коммунарка до Андреевского (около 7 километров) и от проектируемой станции метро «Мамыри» до Троицка (около 24 километров).
По мнению Коротаева, инфраструктуру московского региона нужно развивать, но не таким способом.
«Территория новой Москвы дала столице дополнительную и совершенно ненужную нагрузку. Посудите сами – внутри «старой» столицы более 25% территории не охвачено метрополитеном. А мы зачем-то тянем метро в Саларьево», - говорит Владимир Коротаев.
Как выглядит новая станция метро Москвы «Саларьево»>>
Новая жизнь
Пока эксперты и чиновники спорят об эффективности расширения Москвы, новые москвичи живут в новых реалиях. С 1 по 15 октября 2015 года Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос жителей Москвы о включении территорий ТиНАО в состав столицы.
По данным ВЦИОМ, половина опрошенных из числа жителей «старой» Москвы (в границах до 2012 года) полностью поддерживают (27%) создание «новой Москвы» и скорее поддерживают, чем нет (23%). Проект не нашел поддержки целиком или частично у 16% и 11% участников опроса соответственно.
При этом среди жителей новой Москвы треть опрошенных (34%) считают, что после 2012 года ситуация в их районе определенно улучшилась и 29% полагают, что присоединение к столице скорее пошло на пользу, чем нет. Тех, кто считает, что ситуация ухудшилась, в общей сложности 20%.
«Люди завтракают и ужинают в электричке» — жители Подмосковья о поездках в Москву>>