Двухколесная Москва: когда столица станет городом велосипедистов
Московские власти ведут активную политику по популяризации велосипеда как вида городского транспорта. Велосипед призван помочь в улучшении экологии и борьбе с пробками за счет снижения нагрузки на дороги. Вело-инфраструктура в столице развивается, но перемещаться по городу все еще не очень комфортно. Удастся ли превратить Москву в велосипедный город, и готовы ли москвичи частично отказаться от автомобилей в пользу двухколесного транспорта, разбирался корреспондент РИАМО.
«Велосипедизация» Москвы
Популярность велосипеда как средства передвижения по Москве за последние годы существенно выросла. Об этом говорят и цифры статистики, и сами участники движения.
Два года назад в столице появились первые городские уличные велопрокаты, которые разместились возле станций метро, в парках и пешеходных зонах. Как сообщили РИАМО в Департаменте транспорта, согласно данным станций велопроката, только за май-июнь этого года было совершено около 220 тысяч поездок, что превысило показатели всего сезона 2013 года более чем в 3,5 раза. При этом среднее время аренды составило 30-40 минут, что говорит об использовании велосипеда именно в качестве транспортного средства для перемещения «из пункта А в пункт Б».
«В этом году спрос на городской прокат вырос многократно, и это видно. Во многом этому способствовало подключение проката к карте „Тройка“, что упростило процедуру аренды велосипеда», — отмечает председатель велоклуба «32 спицы» Константин Маркачев.
Велосипедистов и пешеходов в наушниках предлагают штрафовать на 3 тыс руб>>
Постоянное развитие велосипедной инфраструктуры позволяет удовлетворить возросший спрос. Так, по данным Департамента транспорта, с 2013 года количество станций проката в Москве выросло почти в 4 раза, а количество велосипедов увеличилось примерно в 5 раз.
«Велосипедистов на улицах Москвы становится все больше и больше с каждым годом. При этом наличие удобного городского велопроката способствует развитию велодвижения — у меня есть друзья, которые приняли решение о покупке собственного велосипеда только после того, как попробовали поездить на прокатных», — поделился руководитель велоклуба «Яуза» Алексей Сидоров.
«Использовать прокатный велосипед удобно: можно быстро преодолеть небольшие расстояния, станций появилось достаточно, и нет опасений, что велосипед украдут — сдал на станцию и пошел по делам. Тем более, что по правилам моего тарифа „Сезон“ — первые полчаса поездки всегда бесплатно!» — считает эксперт.
Велодорожек по-прежнему не хватает
При этом возросшее число велосипедистов требует больше специально оборудованного пространства на улицах. Развитие велодорожек — обязательное условие для популяризации велосипеда.
«Если раньше велосипедисты встречались на дороге не так часто, то сейчас их стало заметно больше. Иногда они даже мешают движению — далеко не все из них соблюдают правила и общепринятые элементы сигнализации маневров. Я считаю, им не место на проезжей части, безопасность движения от этого страдает», — говорит автолюбитель из Москвы Сергей.
Действительно, использование велосипеда в качестве транспорта в мегаполисе с высокой интенсивностью автомобильного движения невозможно без развитой системы велодорожек, и тут еще предстоит немалая работа.
Сегодня, по данным Департамента транспорта, в Москве проложено 170 километров велодорожек, но большинство из них — в парках и природных зонах. А развитие велополос вдоль улично-дорожной сети только начинает набирать обороты.
На сегодняшний день уже функционирует велодорожка по маршруту Парк Победы — парк «Музеон» протяженностью 16 километров, открыта полоса для велосипедов на 9-ти километрах бульварного кольца. На 2015 год запланирована организация движения на улицах Большая и Малая Никитские, Малая Бронная, Мытная и Люсиновская, Новодевичья набережная и Новодевичий проезд, Большая Ордынка, а также на нескольких прилегающих переулках. Всего за текущий год планируется ввести около 22 километров велодорожек.
«Новые велодорожки, конечно, очень нужны. Процесс в Москве идет не так быстро, как хотелось бы, но движение в этом направлении есть», — считает Сидоров.
По данным эксперта, разработанная в департаменте транспорта Москвы стратегия рассчитана минимум на 5 лет и должна охватить практически все районы и округа столицы. Особенно специалист отмечает проект «Зеленое кольцо» — веломаршрут, который свяжет крупные московские парки и ТПУ.
«Конечно, новичкам я бы не советовал сразу выезжать на дороги с плотным автомобильным потоком. Это может быть небезопасно. Лучше попробовать силы на тихих улицах, набережных, рядом с пешеходными пространствами», — советует руководитель велоклуба «Яуза».
Пока же катание по улицам столицы — прерогатива более опытных велосипедистов. «Многие новички опасаются дорог и используют для езды тротуары и парки», — отмечает, в свою очередь, Маркачев.
Власти Москвы будут развивать Wi-Fi на велодорожках столицы>>
Два колеса или четыре?
Фото: сайт единого транспортного портала Москвы
Развитие велосипедного движения в Москве — процесс трудный, и на его пути достаточно препятствий. Многие факторы говорят против: большие расстояния, неблагоприятный климат в течение большей части года, а также культура участников движения, сложности в пересечении крупных магистралей, путепроводов и эстакад, недостаточное количество надежных велопарковок и прочее.
Многие горожане все еще не рассматривают велосипед как полноценный транспорт.
«Для большинства жителей Москвы и области расстояние от дома до работы велико, и преодолеть его на велосипеде очень сложно. К тому же, лично мне негде оставить велосипед у работы, а дресс-код не позволяет работать в том же, в чем удобно ехать. У меня есть велосипед, и я регулярно катаюсь по выходным с семьей, для меня это отдых и спорт — не более», — рассказал РИАМО, велолюбитель из Зеленограда Игорь.
Со своей стороны, председатель Велоклуба «32 спицы» отмечает, что эту работу нужно вести очень продумано. Важно не перестараться в желании «пересадить всех на велосипед».
«Напористое развитие велоинфраструктуры несколько лет назад привело к тому, что, в первую очередь, появилось большое количество запрещающих знаков и ограничений для велосипедистов», — говорит эксперт.
«Велосипедизация — это длительный процесс, затрагивающий всех: велосипедистов, автомобилистов и пешеходов. На велодорожках пока по-прежнему паркуют авто или прогуливаются пешеходы, потому что „всегда тут ходили“. Новички же на велосипедах по-прежнему предпочитают избегать дорог, даже при наличии велополосы. Должны произойти не только внешние изменения, но и измениться само мышление людей», — замечает Маркачев.
По его мнению, велосипедисты также должны уважать других участников движения, вести себя корректно в общественном транспорте и не создавать неудобств.
«Наш клуб, например, не поддерживает инициативу по провозу велосипедов в метро. Велосипед сам по себе транспорт. Если человек не может проехать на велосипеде сам, то может и не стоит на него садиться? Или купить себе складной велосипед, который в сложенном виде допускается провозить. Или возить с собой велочехол и убирать велосипед в него. Если велосипедисты хлынут в метро, это вызовет больше негатива со стороны пассажиров, и, соответственно, ко всем другим нововведениям будут относиться хуже. Непродуманные инициативы могут привести к обратному результату», — объясняет Маркачев.
Москвичи решат, нужно ли перекрывать улицы столицы ради велосипедистов>>
Сознательный велосипедист
В свою очередь, руководитель велоклуба «Яуза» считает, что сознательным горожанам, которые хотят сделать городскую среду более комфортной, хотя бы иногда следует использовать велосипед как транспорт.
«Ведь так человек помогает городу: он не вредит экологии, снижает производимый шум, занимает меньше места на дороге», — отмечает Сидоров.
По его мнению, интенсивность автомобильного движения, загазованность, культура вождения — все это следствие огромного количества личного транспорта. Такое положение дел нужно менять.
«Многие препятствия только поначалу выглядят серьезно. Например, согласно опросам столичных велосипедистов, даже расстояние более 10 километров для ежедневных поездок многие не считают проблемой. Погодные условия в Москве, где в последнее время климат заметно потеплел, а дороги и тротуары регулярно обрабатываются и очищаются от снега, уже не так пугают велосипедистов. Многие же инфраструктурные проблемы можно решить при помощи властей города и поддержке жителей», — резюмирует эксперт.
Как путешествовать на велосипеде по миру>>
Анна Семенова