Дорога протестов: скандалы вокруг трассы М11 Москва-Петербург

Дорога протестов: скандалы вокруг трассы М11 Москва-Петербург
Акценты

Проект строительства платной автодороги М11 Москва – Санкт-Петербург с самого начала вызвал ряд протестов. Сначала его противниками были экологи и жители районов, недовольные изменением инфраструктуры и шумом. Однако после объявления тарифов проезда по автомагистрали возмутились даже те, кто ратовал за строительство и собирался стать ее активным пользователем. Что возмутило автолюбителей и жителей региона, узнал корреспондент РИАМО.

Часть платной трассы М-11 выделят беспилотным автомобилям к 2018 году>>

Химкинский лес

Фото: компания «Автодор»

Уже на старте проекта против строительства трассы М11 активно выступила инициативная группа во главе с экологическим активистом Евгенией Чириковой. В сентябре 2010 года коалиция «За леса Подмосковья» объявила о формировании экологического общества «в защиту Химкинского леса и лесов Подмосковья».

Протестное движение основывалось на мнении большинства жителей района: в сентябре 2010 года, согласно опросу агентства «Левада-центр», 73% опрошенных химчан выступили за то, чтобы трасса «Москва – Санкт-Петербург» прошла в обход Химкинского леса, 76% респондентов поддержали протестующих активистов. Экологи ратовали за право более миллиона жителей региона иметь в непосредственной близости зеленую зону, лесной массив. Более того, Химкинский лес прилегает к крупным магистралям и промышленным объектам, а значит, служит естественным поглотителям пыли и шума. По мнению активистов, специалистов в области охраны окружающей среды и Рослесхоза, восполнить ущерб, нанесенный лесу при строительстве трассы, было невозможно.

Скандалы вокруг проекта разгорались на протяжении нескольких лет. Защитники Химкинского леса неоднократно подвергались нападениям со стороны неизвестных. Вопиющим случаем стало приведшее к инвалидности жестокое избиение главного редактора «Химкинской правды» Михаила Бекетова, который одним из первых поднял вопрос о спасении леса.

Когда откроют съезд с трассы М11 в сторону Москвы>>

Приостановка строительства

Фото: департамент транспорта города Москвы

Массовые акции протеста и жаркие споры привели в августе 2010 года к приостановке строительства автомагистрали. Однако уже в декабре того же года правительственной комиссией было принято решение проложить трассу М11 через Химкинский лес по первоначально утвержденному маршруту.

Для минимизации экологического ущерба в проект были внесены изменения. Уменьшился объем вырубки леса со 140 гектаров до 90-100 гектаров. Для компенсации было предложено высадить 500 га деревьев, а ее денежный размер был увеличен до 4 миллиардов рублей

Тогда нашлось немало и сторонников проекта. Люди, не проживающие в непосредственной близости к лесному массиву, считали появление высокотехнологичной федеральной автомагистрали, связывающей два крупнейших города страны, необходимостью. Да и среди жителей района были те, кто поддерживал строительство в лесу в обход Химок. В городе даже был проведен митинг под лозунгом «Пока вы тянете резину, мы дышим смогом и бензином».

Сегодня трасса пролегает через Химкинский лес, участок с 15-го по 58-й км от пересечения с МКАД в районе Химок до Солнечногорска был запущен в тестовую эксплуатацию 23 декабря 2014 года. Однако и сегодня споры по поводу дороги не утихают.

Читайте, когда решат проблему выезда из Химок на новую трассу М-11>>

Микрорайон Левобережный

Жители микрорайона Левобережный городского округа Химки недовольны появлением трассы. Соседство с автомагистралью поставило перед районом целый ряд проблем, к решению которых сегодня призывает Общественный совет Левобережного. Сразу после запуска участка Химки – Солнечногорск на сайте Общественного совета Левобережного появилась листовка, в которой подробно описаны связанные с появлением трассы М11 проблемы района. В их числе: закрытие прямого проезда в Москву к улице Дыбенко, затруднение доступа к новой станции метро «Ховрино», необходимость выезжать на МКАД для проезда в центр.

Кроме того, шум, появившийся вследствие демонтажа шумозащитных экранов на МКАДе при строительстве развязки с трассой Москва – Санкт-Петербург, уже спровоцировал акциИ протеста. В интернете появился ролик под названием «Глохнем мы от шума», где жители призывают власти обратить внимание на проблему.

Грабительские тарифы

Как правило, люди глухи к проблемам других, пока это не коснулось их лично. Так, протесты жителей Химок не встретили широкой поддержки. К тому же, среди автомобилистов было немало тех, кто видел в новой трассе спасение. В частности, жители Зеленограда и Солнечногорска, работающие в Москве, возлагали большие надежды на новую дорогу. Она могла бы позволить больше не стоять в многокилометровых пробках и существенно экономить время.

Поначалу так и было. После запуска тестового режима на участке М11 с 15-го по 58-й км пробки на М10, Ленинградском шоссе за пределами МКАД практически исчезли. Новая дорога давала альтернативу, и многие с удовольствием ее использовали, оценив качество скоростной магистрали. Даже заявленные изначально тарифы не пугали водителей: МКАД – Шереметьево 100 рублей, МКАД – Зеленоград 200 рублей, МКАД – Солнечногорск 300 рублей. Время – деньги, и люди были готовы их заплатить.

Однако объявленные новые тарифы вызвали настоящий шок. С 16 ноября для легкового автомобиля проехать через шлагбаум в час пик обойдется в 250 рублей на участке МКАД – Шереметьево, в 350-400 рублей придется заплатить за отрезок МКАД – Зеленоград и 500-600 рублей - за путь от МКАД до Солнечногорска.

«Требуем "усмирить" аппетит ГК "Автодор" и снизить грабительские тарифы на М11» - петиция с таким заголовком была создана в интернете и на сегодняшний день набрала уже более 14 тысяч подписей.

«Складывается впечатление, что в последнее время делается все, чтобы жители Зеленограда не могли добраться до других округов Москвы», - пишет автор петиции, Алена Шахова. По мнению Шаховой, из-за таких непомерных тарифов «старая» Ленинградка опять «встанет», ведь цены просто неподъемны для населения. Простые подсчеты показывают, что жителю Зеленограда дорога на работу в час пик обойдется в среднем 16 тысяч рублей в месяц. И это только проезд, без учета затрат на бензин и амортизацию машины.

После опубликования тарифов даже те, кто до последнего отстаивал строительство трассы, несмотря на экологические, социальные и другие нарушения, задаются вопросом: кому нужна такая трасса, если позволить себе ее использование смогут единицы.

Со своей стороны, в Северо-Западной концессионной компании («СЗКК»), которая выступила девелопером участка М11 с 15-го по 58-й км, заявляют, что введение оплаты не отпугнет автолюбителей, так как им действительно есть за что платить: качество дороги, безопасность, а главное - экономию времени.

В СЗКК считают утвержденные тарифы обоснованными, ведь, как сообщается на сайте компании, общая стоимость проекта, с учетом строительства и обслуживания кредитов составила свыше 60 миллиардов рублей. При этом только треть средств выделяет государство, остальные - инвестиции акционеров и привлеченные Концессионером заемные средства. Режим платного проезда призван компенсировать расходы на строительство, текущее обслуживание и предоставление высокого качества сервиса пользователям, отмечается на сайте компании.

Как вы оцениваете тариф, который введут на трассе М11 с 16 ноября? ГОЛОСОВАТЬ>>

Анна Семенова