Десятый пакет санкций ЕС: выдержит ли российская экономика «юбилейный» удар
Глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен объявила о намерении ввести десятый «юбилейный» пакет санкций против РФ. По словам чиновницы, в него войдут новые торговые запреты, в том числе расширение контроля за экспортом технологий в Россию – используемых, в частности, в российских военных системах, таких как дроны, ракеты и вертолеты. Общая стоимость пакета должна составить 11 миллиардов евро.
Как принятие новых европейских санкций отразится на российской экономике, РИАМО рассказали эксперты.
«Юбилейный» пакет носит скорее декларативный характер
По мнению независимого финансового советника, директора проекта «Рост сбережений» Сергея Кикевича, тема санкций с каждым пакетом становится все менее и менее интересной, потому что особых новшеств в ней не наблюдается.
«Даже несмотря на то, что это десятый "юбилейный" пакет, приуроченный к февральским событиям (прошлого года – прим. ред.), рассмотреть там что-то значимое очень сложно и серьезных последствий для экономики он не несет», – считает эксперт.
О декларативном характере новой «порции» санкций косвенно говорит факт возмущения поляков тем, что их предложения ввести более жесткие меры против «Газпрома» и «Росатома» не были включены в пакет, полагает Кикевич.
«Это показывает, что для всей остальной Европы (и не только Европы) сотрудничество, например, с "Росатомом" продолжается и никто его ограничивать не собирается», – подчеркивает эксперт.
По словам Кикевича, мелкие ограничения, связанные с поставкой электроники и строительной техники, и так в значительной степени уже задействованы, и оценить, в какой степени они оказали влияние на экономику, можно уже сейчас.
Санкции работают только на бумаге
Сергей Кикевич обращает внимание на тот факт, что десятый пакет санкций не предполагает очередных ценовых потолков и ограничений по нефти. Возможно, это связано с тем, что эффективность предыдущих пакетов оставляет желать лучшего.
«Уже сейчас можно сказать, что потолки цен на сырую нефть и нефтепродукты тоже весьма условны», – считает эксперт. В качестве доказательства он приводит следующий пример.
В декабре все заявили, что российская нефть Urals стала торговаться с большим дисконтом. Но ведь изменилась сама методика подсчета цен, говорит Кикевич. Ранее котировки этого сорта российской нефти рассчитывали на основе данных спотовых торгов (спот-контракт – это форма сделок, которые совершаются «здесь и сейчас» – прим. ред.) на базисе CIF (Cost, Insurance, Freight – стоимость фрахта и страхования) в портах Северо-Западной Европы и в Средиземноморье. С ноября цена Urals рассчитывается на базисе поставки FOB (Free on Board – стоимость нефти до погрузки, без учета затрат на перевозку и страхование) в российских портах.
«Понятное дело, что если из общей цены вычесть стоимость транспортировки, то конечная цифра будет отличаться. Все западные СМИ заговорили, как больно ударили санкции по нам, но это же глупость. Это небольшой пример того, как санкции работают только на бумаге», – говорит эксперт.
Читайте также: Как и почему может измениться расчет цены на нефть Urals: мнения экспертов>>
Санкции эффективны, если страна бездействует
Эксперт экономического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН) Дамир Кудряков подчеркивает, что санкции эффективны при условии, если страна, на которую они направлены, бездействует и не диверсифицирует свои риски.
«С 2014 года РФ предпринимает меры для нивелирования санкционного эффекта, новые операционные решения правительства позволят перестроить экономику и сдержать удар», – говорит эксперт.
При этом санкции уже давно являются инструментом экономической войны, отмечает Кудряков. И наложение ограничений на товары двойного назначения (продукты и технологии, обычно используемые в гражданских целях, но имеющие возможность и военного применения – прим. ред.) приведет к удорожанию широкого перечня оборудования, необходимого в первую очередь в гражданских целях, считает эксперт.
Кудряков полагает, что новый пакет санкций может создать дисбаланс в торговом обороте с другими странами – в частности, возникает риск наложения вторичных санкций на государства, не вводившие ограничений в отношении РФ, но осуществляющие с нашей страной взаимную торговлю.
Читайте также: Глава Московской областной таможни об итогах 2022 года и негативном влиянии санкций>>
Санкции в отраслевом разрезе
В целом запрет на экспорт в Россию технологических продуктов вроде микрочипов не так страшен, как может показаться на первый взгляд, считает руководитель аналитического управления по глобальным рынкам ИК Fontvielle Артур Мейнхард.
«Поставка данных комплектующих может осуществляться по параллельному импорту с минимальными последствиями для экономики», – говорит эксперт.
Гораздо важнее то, о каких торговых ограничениях идет речь в десятом пакете санкций, подчеркивает Мейнхард.
«Если они не касаются сырьевых поставок из РФ, то эти санкции не будут оказывать существенного влияния на экономику. Однако если данный пакет мер будет включать в себя ограничительные меры на поставки сырья в любом его виде, это может усилить давление на бюджет, а также на курс российского рубля, со значительными последствиями», – высказывает свое мнение аналитик.
Дамир Кудряков придерживается иной точки зрения и полагает, что наиболее уязвимой остается отрасль полупроводников.
«Отечественные чипы "Байкал" и "Эльбрус" на сегодняшний день не имеют производственной базы в РФ, и строительство заводов в текущих условиях крайне затруднено», – отмечает эксперт.
По мнению Кудрякова, локомотивом российской экономики в ближайшее время будет оставаться строительство.
«Существуют проблемы в части импортозамещения грузоподъемных механизмов высокого тоннажа, однако ведется работа над выстраиванием новых экономических связей и обменом опыта обхода санкций – например, с Ираном», – говорит эксперт экономического факультета РУДН.
Читайте также: Китайские детали и параллельный импорт: как выживает российский рынок автозапчастей>>