День закрытых дверей: как работает новый запрет держать двери в метро

День закрытых дверей: как работает новый запрет держать двери в метро
Акценты

Запрет удерживать двери отправляющегося поезда в московском метро действует уже месяц, а за нарушение для нерадивых пассажиров введен штраф в размере 1 тысячи рублей. Случаи, когда пассажиры препятствовали закрытию дверей состава, мешая его отправлению, раньше были довольно привычной картиной в столичной подземке. Изменилась ли ситуация после введения нового пункта в Правила пользования Московским метрополитеном, и пресекаются ли нарушения, выяснял корреспондент РИАМО.

Штрафы за удерживание дверей в метро вводят для привлечения внимания к проблеме>>

Держать нельзя отпустить

Пассажир удерживает ногой двери вагона. Фото: flickr.com, Michael Chu

О поправках, внесенных в Правила пользования московским метро, было официально объявлено, об этом сообщалось в СМИ. Однако, как выяснилось, многие люди о нем вообще не знают, включая тех, кто ежедневно пользуются подземкой.

Чтобы проверить, соблюдается ли новое правило, корреспондент РИАМО спустился в подземку. Отправным пунктом стала станция «Спортивная» Сокольнической ветки. Выбор был неслучайный, поскольку из-за фестиваля фейерверков в «Лужниках» на станции дежурило много сотрудников полиции, так что за нарушителями должен быть «глаз да глаз».

Спустя 20 минут ожидания на платформе появились двое молодых людей, один из которых бежал налегке впереди, готовясь придержать двери вагона для своего товарища с тяжелыми сумками. Что интересно, когда первый запрыгнул в вагон поезда, стоявший у дверей мужчина помог ему в этом нелегком деле. Второй бежавший успел запрыгнуть внутрь буквально за секунду до того, как сзади с платформы донесся грозный крик: «Э, а ну отпусти!».

Пассажиры двери отпускают - состав отправляется. Но ведь не в этом смысл нововведения! К сожалению, догонять и перегонять поезда в полиции пока не учат.

За разъяснениями направляемся прямо к проходящей мимо группе сотрудников полиции. На вопрос о том, почему никто не стал ловить правонарушителей, полицейские отвечают в один голос: « Ну а как его ловить? Это вот сейчас повезло, что заметили, а обычно получается так, что за задержкой дверей следить попросту не успеваешь».

«Вот предупреждаем, чтоб отпускали. Как правило, после этого отпускают, и поезд уезжает. Тут, сами понимаете, поймать трудновато, а вот если бы сотрудник полиции мог достать нарушителя, то в таком случае его необходимо ссадить с поезда и выписать штраф. Но такое пока что случается очень редко», признается сотрудник полиции, представившийся Александром.

Слова полицейских подтверждаются цифрами. По официальным данным, за месяц действия запрета было оштрафовано всего лишь 15 человек - ничто в масштабах мегаполиса.

Очевидно, что вины сотрудников полиции в этом нет – получается, что поправки сырые, и обеспечить их работу в полном объеме просто невозможно.

Пассажиры ценят метро за предсказуемость, но не любят шум и толпу в подземке>>

Синдром «держателя»

Метро в час пик. Фото: flickr.com, Lynn Friedman

Пассажиров, держащих двери поезда при посадке, по-прежнему можно встретить буквально каждый день в утренние и вечерние часы пик на всех более-менее оживленных линиях московского метро. И это притом, что интервалы в движении поездов не превышают пары минут.

Так, в пятницу вечером в час пик на станции «Кузнецкий мост» «фиолетовой» ветки вновь наблюдалась такая картина. Медленно продвигаясь к перрону сквозь толпу, корреспондент увидел прибывший поезд, но торопиться сесть в него не стал. В переполненном вагоне двое мужчин стали придерживать двери, чтобы все желающие могли втиснуться внутрь. Машинист грозно скомандовал отправление и явно был недоволен происходящим. В такой ситуации удалось неспешным шагом войти в вагон буквально за секунду до того, как створки дверей захлопнулись.

«Штраф?! Только сейчас от вас это узнал», - изумился один из нарушителей. «Конечно, раньше много раз приходилось слышать, как машинисты в таких случаях бесятся, но чтобы все настолько серьезно было! Я даже и не подозревал», - признается он.

Ради чистоты эксперимента наш корреспондент вышел на следующей станции и вернулся на «Кузнецкий мост». В поисках нарушителей пришлось пропустить три поезда, но с четвертым история повторилась. «Нет, о штрафе не слышал. Когда это так сделали?», - удивляется очередной «держатель», представившийся Эдуардом.

«Тяжелее всего реагировать на задержку дверей именно в час пик, когда вокруг много людей. Поэтому прецеденты с поимкой нарушителей случаются очень и очень редко – да и то, скорее всего, дело случая. А зачастую выходит даже так: успеваешь заметить сам факт задержки уже в последний момент, но тут же человек отпускает дверь, а поезд отправляется. Не успеваешь ни приметы запомнить, ни среагировать. Тем не менее, это наша работа, и мы будем стараться выполнять все предписания с большей эффективностью», - комментирует инцидент младший сержант полиции Анатолий Глинский.

Скрытые камеры в вагонах московского метро могут установить из-за вандалов>>

Передай другому

Станция метро Битцевский парк. Фото: Александр Кожохин

Выходит, что до многих пассажиров информация о нововведении просто-напросто не дошла? Конечно, незнание закона не освобождает от ответственности, но вряд ли большинство пассажиров метрополитена, узнав о довольно крупном штрафе, идут на риск.

«Касательно суммы штрафа, думаю, что 1000 рублей – это довольно приличные деньги для пользователей метрополитена. Особенно если учитывать, что максимальная стоимость одной поездки в метро составляет 50 рублей. Поэтому определенный эффект эти штрафы должны возыметь. Тем более, если другого решения этой проблемы нет», - говорит руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский.

По мнению эксперта, человек, которого один раз оштрафовали за это, в следующий раз держать двери не будет. Другое дело, что ловить нарушителей, действительно, трудно. И все же, здесь должен сработать эффект «сарафанного радио»: чем больше пассажиров узнают эту информацию, тем больше эффекта будет от запрета.

«Теперь о самой проблеме - она действительно имеется. Из-за задержки дверей возникает расхождение в графиках движения, что особенно затруднительно на загруженных ветках, где за час проходит до 30 пар поездов. Поэтому введение мер по борьбе с этим явлением считаю оправданным», - подчеркивает Шумский.

Эту точку зрения разделяет руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. «Полностью поддерживаю введение штрафов. Хотя, конечно, очень высока вероятность того, что нарушителей в суматохе будет тяжело найти. Скорее всего, это обстоятельство потребует в итоге каких-то дополнений к правилу, которые подкорректируют его работу», - сказал он.

Скорее всего, на данном этапе говорить о том, что штрафы за удержание дверей серьезно повлияют на проблему, нельзя. Возможно, должно пройти время, чтобы правило заработало в полную силу, и «сарафанного радио» здесь недостаточно, скорее всего, потребуется дополнительное информирование пассажиров в метро.

Памятки с правилами пожарной безопасности расклеят в вагонах метро Москвы>>

Влад Жуков