Дарьенский пробел: что известно о тропе в джунглях, по которой мигранты пытаются попасть в США

Дарьенский пробел: что известно о тропе в джунглях, по которой мигранты пытаются попасть в США
Акценты
Gustavo.ross - CC BY-SA 4.0

Фото - © Gustavo.ross - CC BY-SA 4.0/Wikipedia.org

Дарьенский пробел (или разрыв) – труднопроходимый участок местности на стыке Северной и Южной Америки, через который не проложена ни одна дорога. И тем не менее, сотни тысяч людей пытаются преодолеть его, чтобы добраться до границы Мексики и США, лежащей намного севернее. Что происходит на этом участке суши и насколько опасно путешествие через него, читайте в материале РИАМО.

Что такое Дарьенский пробел

Fufel17. Собственная работа

Фото - © Fufel17. Собственная работа/Wikipedia.org

Дарьенский пробел занимает южную часть Панамского перешейка, располагаясь на территории двух государств – Панамы и Колумбии. Это единственный отрезок суши, где прерывается Панамериканское шоссе – комплекс автомобильных дорог, связывающих между собой американское местечко Прадхо-Бей на севере Аляски и аргентинский город Ушуайя, который принято считать самым южным городом Земли.

Крайней точкой Панамериканского шоссе в Северной Америке является городок Явиса в Панаме, а возобновляется трасса только через 106 километров, в колумбийском портовом городе Турбо. Эти точки и разделяет Дарьенский пробел – участок гористых джунглей и заболоченной местности в дельте реки Атрато – преодолеть который можно либо по воде, либо по пешеходной тропе.

Населяют эту местность только индейские народы эмбера-воунаан (или чоко) и куна. В 1995 году численность населения Дарьенского пробела оценивалась в 8 тысяч человек.

Почему не была построена дорога через Дарьенский пробел

Jakob Owens

Фото - © Jakob Owens/Unsplash.com

Планы завершить Панамериканское шоссе вынашивались и в 1970-е, и в 1990-е, но по ряду причин не были воплощены в жизнь.

Во-первых, этому каждый раз мешали протесты природоохранных организаций, так как строительство дороги через джунгли привело бы к разрушению местной экосистемы и исчезновению лесов. Именно это произошло после продления панамского участка шоссе от города Чепо до города Явиза в 2010 году: в течение десятилетия вдоль дороги происходило стремительное обезлесение.

Во-вторых, важной причиной не соединять Северную Америку с Южной стали опасения распространения ящура: это заболевание скота не наблюдалось в Северной Америке с 1954 года – в том числе потому, что зараженные животные не могли преодолеть Панамский перешеек.

Среди других факторов, влияющих на проект достройки шоссе, называют также протесты коренного населения региона и то, что Дарьенский пробел представляет собой естественную преграду для наркотрафика. Кроме того, прокладка дороги в этой местности является довольно дорогим удовольствием.

Альтернативой автомобильному маршруту могла бы стать паромная переправа. Более того, она даже функционировала в 1990-х, но была закрыта из-за убыточности.

Фентанил: что известно о наркотике, ставшем главным убийцей Америки>>

Пешеходный переход через Дарьенский пробел и наплыв мигрантов

Скриншот \ YouTube

Фото - © Скриншот \ YouTube

Преодоление Дарьенского пробела по суше считается крайне опасной задачей. В течение XX века это неоднократно делали путешественники-экстремалы из разных стран, писавшие об этом книги и снимавшие фильмы, но только в XXI веке по данному маршруту начали двигаться большие массы людей. Этими людьми стали мигранты из Южной Америки и всего мира, желающие попасть в США.

Переход через Дарьенский пробел опасен как по природным, так и по «человеческим» причинам. К первым относится рельеф местности (здесь пролегают два горных хребта, а перепад высот составляет около двух километров) и тропический климат: в джунглях часто идут дожди, из-за которых лесные реки выходят из берегов, а тропу размывает. Карабкаться вверх и спускаться вниз по скользкой грязи – непростая задача, поэтому путешественники часто получают травмы в результате падений. При этом перелом ноги может стать фатальным, потому что помощи в джунглях ждать неоткуда.

К «человеческим» опасностям относятся грабежи и изнасилования, крайне распространенные на маршруте. Среди мигрантов, стремящихся преодолеть пробел, много женщин и даже детей, включая грудных.

Тем не менее, в 2020-х годах счет пешеходов, пересекающих эту крайне опасную местность, пошел на сотни тысяч. Так, за первые восемь месяцев 2023 года, согласно панамской статистике, Дарьенский пробел пересекли 334 тысячи человек (60% из которых были венесуэльцами).

При этом массовый наплыв людей приводит к улучшению организации перехода. Так, осенью 2023 года некоторые мигранты сообщали, что преодолели маршрут за 2,5 дня, в то время как раньше этот срок составлял неделю и больше. По рассказу очевидцев, тропа была размечена цветными ленточками. Кроме того, свои услуги предлагали гиды и носильщики.

Крах белой Америки: как изменился расовый и этнический состав США за последние десятилетия>>

Миграции через Дарьенский пробел содействуют сами США

Скриншот \ YouTube

Фото - © Скриншот \ YouTube

Одним из очевидцев миграции через Дарьенский пробел стал американский биолог и блогер Брет Вайнштейн, поделившийся впечатлениями в интервью журналисту Такеру Карлсону.

Ученый рассказал, что на маршруте он встречал людей со всего мира. На север Колумбии они в основном попадают из Эквадора, где нет визового режима, поэтому именно туда прилетают все желающие проделать долгий путь до американской границы.

Скриншот \ YouTube

Фото - © Скриншот \ YouTube

По словам Вайнштейна, путь через Дарьенский пробел действительно ужасен: зачастую путешественникам приходится буквально переступать через трупы.

При этом, к удивлению американца, миграции по данному маршруту содействует как ООН (в частности, входящая в ее структуру Международная организация по миграции (IOM)), так и правительство США. Например, они оборудуют для мигрантов туалеты и баки с питьевой водой.

Никак не препятствуют движению людей и правительства стран Центральной Америки: они свободно пропускают через свою территорию автобусы, на которых продолжают свой путь преодолевшие Дарьенский пробел путешественники.

Трамп, Байден и компания: кто претендует на пост президента США и каковы шансы кандидатов>>

Дарьенский пробел как маршрут для китайской экспансии

Скриншот \ YouTube

Фото - © Скриншот \ YouTube

Скриншот \ YouTube

Фото - © Скриншот \ YouTube

Скриншот \ YouTube

Фото - © Скриншот \ YouTube

Скриншот \ YouTube

Фото - © Скриншот \ YouTube

Вайнштейн также рассказал о двух других интересных наблюдениях, которые он сделал.

Во-первых, американский ученый видел два очень разных лагеря для мигрантов. В первом можно было встретить людей со всего мира, охотно с ним общавшихся и рассказывающих о причинах, толкнувших их на столь опасную авантюру. Несмотря на то, что при пересечении границы США все эти мигранты будут просить политического убежища, в реальности они стремятся в Америку исключительно по экономическим соображениям – в поисках лучшей жизни для себя и своих детей.

А вот второй лагерь представлял собой разительный контраст с первым. Он был гораздо лучше оборудован, и населяли его практически одни китайцы. К американцу они относились враждебно, отказываясь с ним общаться, и заходить внутрь ему тоже не разрешили. Вайнштейн с удивлением отметил, что в этом лагере почти не было женщин и тем более детей – его населяли почти сплошь молодые мужчины «призывного возраста». Ученый предположил, что этот лагерь мог быть частью государственной китайской программы по инфильтрации китайцев в американское общество под видом беженцев с неизвестными, но вряд ли дружественными целями.

Во-вторых, Вайнштейн снял строительство серьезного бетонного моста через реку Чукунаке в городе Явиса (где заканчивается Панамериканское шоссе). При этом никто из людей, с которыми он общался, не смог убедительно объяснить, для чего строится этот мост, учитывая, что на другой стороне реки он упирается в непроходимые джунгли. Американец предположил, что либо это делается для экономической деятельности в джунглях (причем, учитывая молчание панамских властей и неведение местного населения, вряд ли легальной), либо Панамериканское шоссе все-таки планируют продолжить и не исключено, что финансируют проект те же китайцы.