Безопасность или конфликт интересов: почему хотели закрыть «Мякинино»
Информация о возможном закрытии станции метро «Мякинино» Арбатско-Покровской линии шокировала общественность. Возмущенные люди не хотели верить в названную причину – нарушение правил безопасности. В среду столичный метрополитен сообщил, что станцию закрывать все-таки не будут, однако сложившаяся ситуация до сих пор тревожит пассажиров. Эксперты рассказали РИАМО о том, почему хотели прекратить эксплуатацию «Мякинино».
Москвичи о закрытии станции метро «Мякинино»: «Ситуация странная!» >>
Гром среди ясного неба
Станция «Мякинино», 178-я по счету в московском метрополитене, расположенная на Арбатско-Покровской линии между «Строгино» и «Волоколамской», всегда была «первопроходцем». В момент своего открытия в 2009 году она была первой станцией столичной подземки, построенной за административными границами Москвы. Кроме того, «Мякинино» оказалась первым объектом в практике российского метростроения, возведенным за счет частного капитала – на средства компании АО «Крокус». Наконец, «Мякинино» могла стать первой станцией метро, закрытой из-за нарушений правил безопасности на неопределенный срок.
Руководство московского метрополитена 16 августа сообщило, что с 22 августа станция «Мякинино» будет закрыта для входа и выхода пассажиров.
По официальной версии, из-за неурегулированных имущественно-земельных отношений между собственником станции АО «Крокус» и Московским метрополитеном не может выполняться закон о транспортной безопасности. Эту проблему должны были решить еще в 2009 году – после открытия станции. Однако этого не произошло. В связи с этим руководство столичного метро приняло решение закрыть «Мякинино» до тех пор, пока АО «Крокус» не устранит все замечания. Предполагалось, что поезда будут проходить мимо станции без остановки, а пассажирам придется искать альтернативные маршруты.
Информация о закрытии «Мякинино» вызвала бурную реакцию со стороны пассажиров. Уже 17 августа руководство московского метро дало разъяснения по поводу сложившейся ситуации. Как выяснилось, еще в декабре 2013 года столичный «сабвей» совместно с АО «Крокус» утвердил план-график, согласно которому компания, принадлежащая бизнесмену Арасу Агаларову, обязалась завершить все работы, оформить имущественные права и паспорт антитеррористической защиты на станции в срок до 1 июля 2014 года.
По гарантийным письмам за подписью самого Агаларова сроки выполнения всех обязательств АО «Крокус» якобы переносились несколько раз, однако они не выполнены до сих пор. Представители метро утверждают, что за все эти годы собственник станции ничего не предпринял для сдачи «Мякинино» и обеспечения безопасности пассажиров. При этом они подчеркивают, что количество инспекций и осмотров станции «Мякинино» в 25 раз превышает показатели других станций, а о ее возможном закрытии руководство АО «Крокус» предупреждали еще 18 июля 2016 года.
Пользователи соцсетей о закрытии станции метро «Мякинино»: «Будем выпрыгивать на ходу» >>
Неприятный сюрприз
За все семь лет, что станция «Мякинино» работала после своего запуска в 2009 году, в открытых источниках не появлялось никакой информации о том, что у нее есть какие-либо проблемы с безопасностью. Что именно грозит пассажирам, не понятно и из официальных сообщений столичного метро.
Возможное закрытие «Мякинино» стало сюрпризом даже для самих работников столичной подземки.
«Мы узнали о планах по закрытию станции наравне со всеми, нас это шокировало также, как и всех. В чем причина? Сложно сказать. Конечно, есть некоторые предположения. У «Мякинино» есть одна особенность: центральные колонны являются опорой для надстроенного над станцией 9-этажного паркинга на 11 тысяч автомобилей с вертолетной площадкой на крыше», – рассказывает заместитель председателя Независимого профсоюза работников метро Василий Шеляков.
По его мнению, если паркинг действительно дает повышенную нагрузку на колонны станции, то проще убрать его, а не закрывать или существенно переделывать «Мякинино».
Эксперты считают, что огромный пассажиропоток, который «Мякинино» ежедневно принимает со стороны Красногорска, практически невозможно перераспределить безболезненно. Закрытие станции неминуемо обернется масштабным транспортным коллапсом – и в столичной подземке это наверняка хорошо понимают.
«У меня есть ощущение, что «Мякинино» не закроют в принципе, а неожиданное заявление о закрытии станции со стороны руководства метро – это попытка повлиять на ее инвестора и застройщика, компанию АО «Крокус», – отмечает Шеляков.
Станцию «Мякинино» строили не в рамках государственно-частного партнерства >>
Яблоко раздора
В ситуации с закрытием станции нельзя исключать и версию о конфликте интересов. На эту мысль наводит тот факт, что проблемы с безопасностью у «Мякинино» нашли как раз перед крупным мероприятием – Московским международным автомобильным салоном (ММАС), который должен пройти в «Крокус Экспо» с 24 августа по 4 сентября.
«Без станции «Мякинино» салон, само собой, окажется под угрозой срыва. Поэтому закрытие станции – это способ либо добиться у владельца «Крокуса» Араса Агаларова полной отмены ММАС, либо получить от него какие-то преференции, финансы или что-то еще», – говорит эксперт Комитета гражданских инициатив, координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
«Ситуацией вокруг закрытия «Мякинино» необходимо вплотную заняться правоохранительным органам», – Петр Шкуматов.
По его мнению, наличие нарушений в плане безопасности на станции вызывает огромные сомнения, а ее закрытие оставит без метро около 100 тысяч человек.
«Впрочем, чему удивляться: из-за отмены маршруток в Москве на улице, без работы и какой-либо поддержки, оказались 12 тысяч человек, занятых в секторе перевозок. Поэтому устроить транспортный коллапс на границе Москвы и области из-за собственных корыстных интересов столичным чиновникам вполне под силу», – считает эксперт.
Спорные металлодетекторы
Несмотря на кажущуюся сложность, ситуация с закрытием станции метро «Мякинино» может объясняться просто – нежеланием каждой из сторон конфликта устанавливать на объекте дополнительное оборудование за свой счет.
«По моим данным, в истории с «Мякинино» все более чем прозаично. Причина возможного закрытия станции в том, что на ней нет досмотровых зон – в том числе ставших привычными для пассажиров рамок металлодетекторов. Из-за этого станция не соответствует требованиям антитеррористической безопасности», – объясняет руководитель направления «Общественный транспорт» экспертного центра «Probok.net» Александр Чекмарев.
«На станции «Мякинино» вполне можно создать досмотровые зоны, но ни метрополитен, ни АО «Крокус» не готовы делать это за свои деньги», – Александр Чекмарев.
Счастливая развязка
Встревоженные люди могут вздохнуть спокойно: «Мякинино» пока решили не закрывать. Пресс-секретарь начальника столичного метро Андрей Кружалин 17 августа сообщил, что станция будет работать в привычном для пассажиров режиме.
Потенциально закрытие «Мякинино» может оставить без метро жителей Красногорска и Павшинской поймы. Им придется либо на общественном транспорте добираться до «Тушинской», либо пользоваться личными автомобилями. Также прекращение эксплуатации станции станет серьезным ударом для комплекса «Крокус Экспо», где трудятся тысячи человек и куда ежедневно приезжает огромное количество посетителей.
«Проблем от закрытия станции будет предостаточно. Даже если до этого дойдет дело, думаю, «Мякинино» недолго пробудет без пассажиров и вскоре откроется снова», – считает Чекмарев.
Глава Красногорского района назвал отказ от закрытия «Мякинино» правильным решением >>