Антитабачный закон не разорил бизнес и нашел понимание у жителей региона
«Не так страшен черт, как его малюют» - эта пословица вполне соответствует картине, сложившейся после введения запрета на курение в заведениях общепита и ограничения продажи сигарет. К Международному дню отказа от курения портал «В Подмосковье» расспросил крупных ритейлеров и представителей ресторанного бизнеса Москвы и Подмосковья, как их клиенты отнеслись к законодательным ограничениям, и как они сказались на продажах и посещаемости.
Поправки к федеральному закону №15 "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" вступили в силу 1 июня 2014. Теперь табачные изделия можно продавать только в магазинах и павильонах, при этом запрещается открытая выкладка сигарет на прилавок, продажа разрешена только по прейскуранту. Список мест для курения также сузился: к вокзалам, больницам, аэропортам, где запрещено курить с 2013 года, добавился общепит и поезда дальнего следования.
Тамбуры для курения могут появиться в поездах дальнего следования>>
Рекламы меньше, а прибыль - растет
По словам представителя пресс-службы сети гипермаркетов «О’кей», количественный объем продаж табачных изделий снизился, при этом прибыль магазина, наоборот, увеличилась в связи с ростом цен на сигареты.
«Из-за смены формата оборудования по продаже табачной продукции и ограничения визуализации, произошло некоторое снижение продаж данной категории в штуках. Рост продаж в рублях связан в том числе и с повышением акцизов», - сообщил собеседник портала.
Как отметила сотрудница пресс-службы группы компаний «Дикси», табачную продукцию в магазинах сети стали покупать активнее.
«С момента вступления в силу «антитабачного закона» доля табачной продукции в товарообороте увеличилась примерно на 0,5 процентных пунктов и сейчас составляет около 4%», - уточнила она.
По данным пресс-службы сети гипермаркетов «Глобус», законодательные ограничения привели к спаду продаж табачной продукции, по сравнению с показателями прошлых сезонов, однако показатели июля-октября все-таки оказались выше показателей первого квартала 2014 года.
Повышение цен на сигареты может привести к росту теневого бизнеса>>
Кушать хочется всегда
С июня запрещено курить в кафе и ресторанах. По закону, в заведениях могут быть оборудованы специальные места с вентиляцией для курильщиков. Однако многие кафе, бары и рестораны столицы и Московской области не заметили снижения посещаемости.
Так, представители ресторанов «Япоша», «Grace O’Molly», «Дед Пихто» и «SPB» отметили, что посетителей у них меньше не стало, а соответственно, и размеры прибыли остались на прежнем уровне.
«Люди нормально отнеслись к запрету на курение в барах, ресторанах и кафе. Посетителей не убавилось, и размер выручки не упал, вопреки прогнозам», - сказал представитель сети ресторанов «Япоша».
Лишь незначительные изменения в объемах посещаемости и прибыли заметили в сети кофеен «Кофе Хауз». «Запрет на курение в общественных местах не особенно сильно повлиял на посещаемость наших кофеен, равно как и на размер прибыли. Разница совсем не существенна», - сказал собеседник портала.
В сети пивных ресторанов «Пилзнер Чешская пивная» подчеркнули, что их гости отнеслись с пониманием к запретам.
«Все посетители понимали предъявляемые им требования, после того как запретили курить в ресторанах. Однако, в самые первые дни многие удивлялись и просили выделить отдельную комнату для курения», - рассказала представительница ресторана.
Правда, в одном из ресторанов украинской кухни «Тарас Бульба» в Одинцово рассказали, что после вступившего летом в силу «антитабачного закона» посетителей стало меньше.
«В нашей корчме стало меньше посетителей. Дело в том, что мы располагаемся на третьем этаже, что играет роль для курящих посетителей. Многим не хочется спускаться и подниматься обратно. Однако, сейчас мы выделили на балконе место под курение, и стало значительно проще. Но я бы хотела уточнить, что мы открылись совсем недавно, поэтому этот фактор также стоит учитывать», - сказала сотрудница ресторана.
Ощутимые потери среди всех опрошенных заведений отмечают только в пивных дискаунт-барах «KillFish».
«С 1 июня, когда вступили в силу антитабачные ограничения, у нас очень сильно убавилось посетителей. Разумеется, это ударило и по нашей прибыли, снизив ее», - сказала представительница сети.
Привлекательность сигарет снизится с увеличением табачного акциза - эксперт>>
Вышел покурить – канул в Лету?
Владельцы ресторанов в Москве и Подмосковье опасались, что люди будут выходить курить на улицу и уходить совсем, не заплатив по счету. Однако, как выяснилось, подозрения были напрасными.
Практически все опрошенные представители баров и ресторанов московского региона сообщили, что недобросовестных посетителей у них не было.
«Сейчас люди выходят курить на улицу, у нас оборудованы специальные места для курения возле входа в ресторан, но случаев, чтобы кто-то убегал, не заплатив, не было», - сказала сотрудница ресторана «Пилзнер Чешская пивная».
Разумеется, кое-где такие случаи все же происходят. «Действительно, люди выходили на улицу курить и уходили, не оплатив заказ. В таких ситуациях мы всегда вызываем сотрудников полиции», - предупредил представитель сети баров «SPB».
Антон Шамарин