Находки археологов в Москве: Кремлевский клад и череп неандертальца

Акценты
Иванна Боровец

Фото - © Иванна Боровец/РИАМО

День археолога отмечается в России 15 августа. Несмотря на неофициальный статус праздника, представители этой увлекательной профессии отмечают его по всей стране. Корреспондент РИАМО выбрала 10 самых интересных древностей, обнаруженных археологами в столице, и узнала об особенностях проведения раскопок в Москве.

Директор Волоколамского кремля: как «копали» древнейший город Подмосковья>>

Спасательная археология

Большая плотность застройки и интенсивность эксплуатации земель делают проведение раскопок во многих местах мегаполиса трудно выполнимой задачей.

«В Москве зачастую не археолог выбирает место для раскопок. План археологических работ тесно связан с планом застройки города и проведением хозяйственных работ», – поясняет замглавы департамента культурного наследия города Москвы, главный археолог столицы Леонид Кондрашев.

Условно археологию можно разделить на два направления: академическое и сохранное (спасательное). Академическая археология – это наука в классическом ее понимании, когда на выбранном месте проводятся полномасштабные раскопки для последующего изучения найденных вещественных источников информации.

Что же касается сохранной археологии, то в данном случае раскопки организуются перед проведением строительно-земляных работ, с целью спасения скрытых в недрах исторических свидетельств. По словам Кондрашева, именно сохранная археология позволяет сегодня московским археологам формировать картину исторической жизни города.

«При этом очень важно заранее планировать археологические мероприятия. Для этого уже на стадии оформления разрешительной документации контролирующие органы определяют для застройщика тип работ: будет это обычное строительство или стройка с обязательным проведением предварительных археологических изысканий», – отмечает главный археолог.

И все же, несмотря на все сложности раскопок в условиях большого города, у московских археологов множество побед в поисках реликвий.

«Археология – наука, позволяющая беспристрастно формировать историческую картину событий. Для этой задачи любой, даже самый заурядный черепок или осколок может быть не менее ценен, чем сенсационные находки кладов и сокровищ», – резюмирует главный археолог Москвы.

Клад XVII века из тысячи монет нашли при раскопках в центре Москвы>>

Клад под гостиницей «Россия»

При строительстве гостиницы «Россия» были проведены крупнейшие раскопки в старинном московском районе Зарядье. Исследования, охватившие площадь в 2300 квадратных метров, открыли множество вещественных памятников из истории Москвы. Настоящей сенсацией стал клад, обнаруженный в 1967 году при устройстве северного пандуса гостиницы «Россия». Строителями был найден глиняный кувшин с серебряными слитками с клеймами 14 — начала 15 веков.

Артефакты Манежной площади

Раскопки на Манежной площади стали крупнейшими за всю историю современной археологии города. Начались они в 1993 году и позволили приоткрыть завесу истории древнейшей площади Москвы. Нараставший веками культурный слой показал археологам следы дома подпоручика Михаила Силина, белокаменную постройку купеческого дома, остатки частокола и сгоревшего сруба, фундамент торгового дома купца Карзинкина, множество остовов хозяйственных построек, деревянные и булыжные мостовые, водостоки и колодцы. Недра Манежной хранили и следы крупного средневекового некрополя. Кроме построек, практически у стен Кремля было найдено множество ценнейших исторических реликвий, предметов быта, инструментов труда и уникальных старинных монет. Здесь же были найдены элементы оружия Смутного времени: кобура для пистоля, каменные ядра, костяные пороховницы, ножны для шпаги и прочие артефакты.

Клад из серебряных монет 20-х годов прошлого века обнаружен на ВДНХ в Москве>>

Клад Гостиного двора

Сенсационный клад был найден в 1996 году на Старом Гостином дворе. Сокровища включали 16 изысканных серебряных сосудов, 335 западноевропейских монет и около 95,5 тысячи русских монет, которые ходили в пору правления царя Ивана Грозного и Михаила Федоровича Романова. По оценкам археологов, по количеству монет клад втрое превысил крупнейшие клады столицы, найденные ранее за всю историю археологии Москвы.

Скелет мамонта в Подмосковье

На территории Москвы и Подмосковья неоднократно находили не только кости мамонтов, но и целые скелеты. Еще в 18 веке близ деревни Троице-Лыково, недалеко от Серебряного Бора и современного московского района Строгино, был найден практически целый скелет древнего животного. Скелет, хранящийся в Зоологическом музее МГУ, был собран знаменитым биологом Иваном Павловым из костей, найденных на Калужской площади Москвы. А в 2000 году еще один скелет был обнаружен в Истринском районе Московской области. Такие находки позволяют ученым судить об изменениях климата и ландшафта, происходивших в московском регионе в тот период.

Ученые назвали самые неожиданные археологические находки Москвы>>

Большой Кремлевский клад

В 1988 году в ходе строительно-земляных работ у Спасских ворот был найден крупный клад драгоценностей. Находка состояла из 300 предметов - различных украшений и серебряных слитков. Предметы были датированы 12-13 веками. Разнообразный состав, а также наличие ювелирных изделий работы не только древнерусских, но и скандинавских, а также восточных мастеров позволили оценить роль Руси в торговле и политической жизни того времени. Захоронение же клада историки связывают с походом хана Батыя на Москву в 1238 году.

Опричный дворец Ивана Грозного

Долгое время историки не могли определить местоположение «опричного» дворца, куда Иван IV переехал после введения опричнины. Само здание сгорело, а все, что было известно до недавнего времени – территория двора была устлана слоем белоснежного речного песка. Тайна дворца открылась в ходе строительства метро. При прокладке тоннеля между улицей Тимура Фрунзе и Охотным рядом археолог А. В. Арциховский обнаружил упоминаемый современниками царя слой светлого песка.

Торговую улицу средневековой Москвы нашли во время раскопок в Зарядье>>

Клад Дьяковского городища

Еще в 19 веке на территории Дьякова городища, где сегодня расположен музей-заповедник «Коломенское», был обнаружен клад украшений и предметы быта, относящиеся к 5-6 векам. Здесь были найдены наконечники стрел, выполненные из железа и костей, железные ножи и серпы, предметы искусства в виде фигурок женщин и животных, а также множество украшений из бронзы. Находка внесла существенный вклад в формирование историографии Москвы. Так называемая дьяковская культура существовала на территории нынешней Московской и близлежащих областей в течение длительного периода времени, примерно с 7 века до нашей эры по 5-6 века нашей эры.

Сходненский череп

Окаменевший череп был найден случайно в 1939 году, в ходе строительства на берегу реки Сходня. Вклад этой, на первый взгляд, рядовой находки в археологию, да и во всю мировую науку, переоценить трудно. По мнению ученых, ее геологический возраст составляет 10-16 тысяч лет и приходится на конец эпохи Великого оледенения. Череп стал одним из древнейших достоверных останков человека переходного периода от неандертальца к современному типу. Советский археолог Отто Бадер, много лет изучавший череп, внес существенный вклад во многие направления естествознания и истории.

Ипатьевский монетный клад

В 1970 году в Ипатьевском переулке в ходе строительно-земляных работ был найден клад с испанским серебром. Всего было обнаружено около 3,4 тысячи монет общим весом 74 килограмма. Монеты, относящиеся к 16-17 векам, были отчеканены в испанских монетных дворах, а также в Мексике, Колумбии и Боливии. Интересно, что в конце 19 века этот московский переулок уже попадал в сводки кладоискателей. Здесь в 1895 году был найден клад с серебряными монетами времен Ивана Грозного, а также предметами вооружения того времени.

Стоянка древнего человека

В районе села Щукино (современный Химкинский речной порт) тот же археолог Бадер открыл древнейшую стоянку людей в черте современного города, относящуюся ко II тысячелетию до нашей эры. Как показали исследования, на берегу Москвы-реки располагалось поселение рыболовов и охотников. Первые поселенцы обладали навыком по добыче огня, умели делать сосуды из глины, каменные и костяные орудия труда и охоты.

Анна Семенова