Экономист назвала «щадящим» предлагаемый ФАС запрет на повышение цен на 30%
РИАМО – 8 дек. Предложение ФАС России запретить крупным компаниям резко повышать цены на 30% является весьма щадящей мерой, заявила РИАМО доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ имени Плеханова Елена Воронкова.
Ранее Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила запретить крупному российскому бизнесу повышать цены на товары на 30% на протяжении до 60 дней при условии, что повышение никак нельзя объяснить экономическими факторами.
«Те штрафные санкции, которые возможно будут введены за превышение 30%-го барьера роста цен, выглядят также весьма умеренными. Поэтому, если предложение ФАС будет реализовано, то эту меру можно будет рассматривать не более как предупреждение ретейлерам, сигнализирующее о необходимости исключить спекулятивную составляющую из процесса ценообразования», – прокомментировала Воронкова.
Она подчеркнула, что рост цен на 30% в течение двухмесячного периода – весьма существенная нагрузка для населения, особенно если это касается широкого ассортимента товаров, входящих в потребительскую корзину.
«Регулирование цен в той или иной мере и форме – нормальная практика во всем мире. Однако этот процесс должен гармонизироваться с экономической ситуацией, потребительскими настроениями и - самое главное - с состоянием конкурентной среды. При отсутствии должного уровня конкуренции на рынке введение ценовых ограничений может привести к дефициту товаров, нарушениям производственно-торговых цепочек. Подобные примеры можно найти в истории российского рынка», – отметила эксперт.
По ее словам, после ухода ряда иностранных компаний из России продажи первого десятка крупнейших российских ретейлеров составляют около трети рынка, что позволяет им формировать ценовые тренды.
Факторы увеличения цен
Под необоснованным экономист понимает такое повышение цены, которое превышает фактический рост затрат и позволяет получать сверхприбыли.
«Основными факторами увеличения цен для российских ретейлеров являются спад спроса из-за снижения покупательной способности населения вследствие понижения реальных доходов граждан и рост закупочных цен, на который могут повлиять, к примеру, негативная курсовая динамика или рост затрат у поставщиков. Последний фактор – это объективная причина для изменения розничных цен», – рассказала Воронкова.
Она подчеркнула, что неустойчивость потребительского поведения должна учитываться ретейлерами в процессе планирования цен, тогда как многие компании перекладывают на потребителей рост издержек, связанных с падением выручки, причем в оперативном порядке.
«Нужно более активно переключиться на регулирование цен крупнейших монополистов, отслеживать экономическую обоснованность цен на уровне оптового звена. А основными форматами поддержки населения должны стать неценовые механизмы адресной социальной помощи», – резюмирует экономист.