Одаренный ребенок: можно ли воспитать гения и стоит ли?

Одаренный ребенок: можно ли воспитать гения и стоит ли?
Акценты

Фото - © Freepik

О том, чтобы ребенок был одаренным или даже гениальным, мечтают многие родители. Можно ли понять, что ваш малыш относится к этой категории, как правильно его развивать и чего делать не стоит – РИАМО рассказали нейропсихологи.

Гены гениальности

Фото - © Adobe Stock

Мамы и папы нередко сравнивают своего малыша с детьми друзей и соседей, а еще чаще – стараются обогнать и перегнать, развивая навыки и способности ребенка всеми возможными способами. Своего рода погоня за гениальностью свойственна многим родителям. Но каждый ли может стать гением?

Ученые доказали, что, например, к интеллектуальным способностям существует генетическая предрасположенность. Если родители или бабушки и дедушки ребенка являются выдающимися математиками или физиками, то у их потомка довольно высоки шансы получить по наследству интеллектуальную одаренность.

Однако не существует какого-то одного специального гена, который отвечал бы за ум или талант.

«Интеллект – мультифакторный признак, зависящий от большого количества генов и условий среды. В последнем крупномасштабном исследовании интеллекта было идентифицировано 1016 генов, варианты которых влияют на уровень интеллекта», – поясняет Валерий Полуновский, генетик, молекулярный биолог, руководитель отдела разработки MyGenetics.

По последним данным, наследуемость интеллекта составляет от 60 до 80%. «Что касается гениальности, то есть крайне высокого интеллекта, то она наследуется в гораздо меньшей степени (~30-40%) и является результатом уникального сочетания генов и факторов среды», – добавляет ученый. Таким образом, в благоприятных условиях гениальность вполне может проявиться и у ребенка родителей со средним интеллектом.

«Младенческой гениальности» не существует

Фото - © Adobe Stock

В первые два года жизни о распознавании каких-либо способностей ребенка думать рано, считают специалисты. Как правило, в самом раннем возрасте дети только осваивают мир и учатся его чувствовать. Лишь когда ребенок начинает более или менее осознанно разговаривать, родителям имеет смысл оценивать его потенциал.

Показателем наличия способностей у детей 2-3 лет могут служить чувствительность и ярко выраженная реакция на новые предметы, звуки, цвета, образы.

«Такие дети задают больше качественно своеобразных вопросов. Они очень активны, любознательны, способны концентрировать свое внимание на каком-то занятии намного дольше, чем сверстники. Одаренные дети с раннего возраста способны к самообучению, поэтому очень важно, чтобы их окружала обогащенная и разнообразная среда», – рекомендует Наталья Мешкова, кандидат психологических наук, доцент факультета социальной психологии МГППУ.

Одаренность требует свободы

Фото - © Adobe Stock

«Многие родители идут на поводу у своих амбиций: „мой ребенок должен быть лучшим!”. Малыша начинают ежедневно водить на большое количество занятий в надежде, что проявится его гениальность. Но она проявляется лишь тогда, когда ребенок занимается тем, что нравится. А для того, чтобы ребенок понял, что ему нравится, ему необходимо свободное время», – предупреждает клинический психолог, нейропсихолог Вера Габак.

Предпочтения и способности любого человека в немалой степени обоснованы физиологией. «Если у ребенка больше развито правое полушарие головного мозга, то он склонен к творчеству. Ему нравится рисовать, петь, играть на инструментах, выдумывать сценарии игр и разные истории. Он имеет свободное мышление», – констатирует нейрокинезиолог и нейропсихолог Нара Совкова. При развитом левом полушарии дети проявляют способности к математике, точным наукам, интеллектуальным играм, головоломкам. В мышлении такой ребенок более структурирован, любит правила и рамки.

«Сложно будет вырастить художника, если идет доминирование левого полушария и, к примеру, слабо развита тактильность. И, наоборот, не стоит принуждать правополушарного ребенка с развитым слухом становиться великим математиком», – предупреждает нейропсихолог.

Каждому возрасту – свое развитие

Фото - © Pixabay

Нейропсихологи предупреждают: в определенный период детства должен развиваться определенный участок мозга, и именно на него организм направляет весь ресурс.

«До двух лет очень важно, чтобы у ребенка развивалось тело, чтобы он был максимально обогащен движениями, сенсорными ощущениями. Если в этот важный период мы, например, заставим малыша развиваться с помощью кубиков Зайцева, мы лишим его опыта, который он должен получать и нарабатывать, и будем пытаться развить те отделы мозга, которые еще не готовы к данному обучению», – отмечает Вера Габак.

Выбирая кружки и занятия, нужно понимать, что они должны в первую очередь соответствовать возрастным и психологическим нормам. «К обучению ребенок в большинстве случаев готов после 5 лет. А до этого важно, чтобы у ребенка была активная игровая деятельность», – подчеркивает эксперт.

Разговоры и игры – помощники в развитии одаренного ребенка

Фото - © Adobe Stock

Для развития когнитивных и творческих способностей существуют различные игровые методики, причем многие из них предельно просты и всем известны. Это лепка, рисование, составление различных коллажей, конструкторы. Кроме того, с ребенком нужно много разговаривать, обсуждать прочитанное, сочинять с ним новые сказки и рассказы, классифицировать предметы.

«Самое важное – не гасить познавательную потребность у детей. Отвечайте на все возникающие у них вопросы. Если не знаете ответа, всегда можно перекинуть инициативу ребенку, спросив, что он сам думает по этому поводу», – советует Наталья Мешкова.

А вот различные обучающие игры в телефоне или планшете в раскрытии одаренности никак не помогут. Обычно это лишь «палочка-выручалочка» для мамы, когда ей нужно полчаса времени на срочные дела. «В развитие ребенка нужно эмоционально вовлекаться, постоянно вести беседы, рассказывать, обсуждать, изучать вместе свойства предметов и явлений. Это будет гораздо полезнее, чем любая обучающая игра в телефоне», – убеждена Габак.

Нейропсихолог отмечает, что на первый взгляд сложные навыки ребенок может получить в игровой форме. «Если родители хотят, чтобы ребенок красиво писал, то готовить руку можно через работу с ножницами, через лепку снежков. Даже сама игра в снежки – это великолепная проработка зрительно-моторной координации», – поясняет Габак. То же касается обучения катанию на лыжах или коньках. «Освоение любого из этих видов спорта хорошо тренирует концентрацию внимания и развивает межполушарные связи. Именно процесс обучения может многое дать развитию мозга ребенка», – дополняет эксперт.

Mind-fitness, или упражнения для мозга

Игорь Зарембо

Фото - © Игорь Зарембо/РИА Новости

Одним из перспективных направлений развития когнитивных способностей является mind-fitness. «Особенность этой технологии в том, что она позволяет улучшать нейропластичность мозга в любом возрасте. Проще говоря, она активирует мозговую деятельность и учит мозг работать быстрее и результативнее», – рассказывает Наталья Мешкова. Существует множество игровых техник по нейропсихологии для детей. Например, упражнение «рисуем двумя руками» подходит для детей от 5 лет, отмечает специалист. Также к майнд-фитнесу можно отнести использование «непривычной» руки для выполнения привычных действий.

Суть занятий в том, чтобы, получая нестандартные задачи, мозг формировал новые нейронные связи. Тренировки такого рода могут развивать воображение, креативность, творческие и когнитивные способности, память и концентрацию внимания.

«Но важно заметить, что майнд-фитнес – это развитие высших психических функций. Ничего не получится, если низшие психические функции – сенсорика, мелкая и крупная моторика, рефлексы, ощущение себя в пространстве – в силу возраста или по каким-то причинам не дозрели», – констатирует Нара Совкова.

Занятия майнд-фитнесом под наблюдением специалиста могут проходить в группе или индивидуально, существуют также простые техники, которые может освоить любой родитель. Но взрослые должны помнить, что при выборе кружков, студий и секций решающее слово имеет ребенок: только он способен почувствовать, в какой области могут проявиться его одаренность или талант. При отсутствии искреннего интереса гениальность невозможно «развить» никакими тренировками.

«Побочные эффекты» гениальности

rawpixel.com

Фото - © rawpixel.com/Freepik

Вера Габак отмечает, что одаренность или гениальность (как высшая степень одаренности) нередко приводят к проблемам психологического или нейропсихологического характера. Когда ребенок очень ярко и бурно развивает какую-то одну область своего восприятия, другие важные функции могут испытывать дефицит развития.

«Зачастую такой ребенок не умеет правильно реагировать на мелкие жизненные проблемы и перемены, имеет низкую стрессоустойчивость, может быть подвержен неврозам. Нередко такие дети бывают слабо развиты физически», – поясняет нейропсихолог.

В таких случаях задача специалиста – скомпенсировать эти проявления. Если ребенок невероятно хорош в какой-либо одной области, но при этом неуклюж, слаб, имеет нарушения координации, склонен к истерикам, не умеет и не любит общаться со сверстниками, не проявляет эмпатии – это повод показать маленького гения нейропсихологу. Если не уделить этому внимания, во взрослом возрасте могут появиться серьезные сложности в социализации, вплоть до отсутствия друзей и личных привязанностей. Зачастую гениальные дети, не получившие вовремя психологической помощи, с трудом «осваивают» взрослый мир, испытывая при этом одиночество или депрессию.