Усадьба Абрамцево в Подмосковье: сосновый бор, река и 25 тысяч произведений искусства
Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» располагается на берегу реки Воря в 60 километрах от Москвы в Сергиево-Посадском городском округе. Музей занимает площадь в 50 гектаров. Именно здесь писал вторую часть «Мертвых душ» Гоголь и творил Сергей Аксаков, который был владельцем усадьбы. Гостили здесь Репин, Врубель, Серов, Шаляпин, Левитан, Коровин и многие другие музыканты, поэты, художники, скульпторы, писатели. В материале РИАМО рассказываем об истории усадьбы и интересных страницах ее жизни.
История музея-заповедника: от Обрамково до Абрамцево
Абрамцево изначально называлось Обрамково (трансформировавшееся в Абрамково) – то есть место, обрамленное лесом. Позже усадьба получила свое современное название, но по сей день это место может похвастаться прекрасным сосновым бором вокруг и живописной набережной реки Вори.
В XVIII веке здесь после отставки поселился Федор Головин, служивший при Петре I на флоте. Для него и был построен особняк в 1750 году. После этого владельцы усадьбы менялись, а в середине XIX века она стала настоящим пристанищем русской интеллигенции и колыбелью неорусского стиля.
В 1843 году усадьбу Абрамцево купил писатель Сергей Аксаков, который называл эти места «раем земным». Именно в Абрамцево Аксаков написал свою первую книгу, «Заметки об ужении рыбы», и другие произведения – сказку «Аленький цветочек», автобиографическую повесть «Детские годы Багрова-внука» и сборник «Записки ружейного охотника».
После смерти писателя усадьбу забросили – никто из детей Аксакова не хотел ездить за 60 километров от Москвы, чтобы ухаживать за домом. В 1870 году Абрамцево купил Савва Мамонтов. Меценат приехал в то время, когда усадьба уже нуждалась в капитальном ремонте, и именно при нем Абрамцево переживало свои лучшие годы. Все постройки отремонтировали, заново разбили сады и восстановили оранжереи. Дом стал местом притяжения художников – сюда приезжали Васнецов, Серов, Репин, Коровин, Врубель.
Дочь Саввы Мамонтова, Вера, была всеобщей любимицей. Она и сама писала картины, и была музой для приезжающих художников. С нее писал «Девочку с персиками» Серов, и она стала праобразом «Аленушки» Васнецова. А сына Мамонтова, Андрея, Васнецов изобразил в образе Алеши Поповича в «Трех богатырях».
В 1899 году Савву Мамонтова арестовали, обвинив в финансовых махинациях при строительстве железной дороги, где меценат был задействован. Его довольно быстро оправдали, но чтобы отдать долги, пришлось продать часть имущества. Усадьбу удалось сохранить, так ее удалось переписать на жену мецената, а затем ее унаследовала младшая дочь Александра.
В 1918 году усадьба Абрамцево получила статус музея, первой хранительницей которого и стала младшая дочь Мамонтова. 12 августа 1977 года постановлением Совета Министров РСФСР музей-усадьба «Абрамцево» была преобразована в Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» Министерства культуры РСФСР, а в 1995 году музей отнесли к объектам исторического и культурного наследия федерального значения.
На территории музея-заповедника сегодня находятся памятники архитектуры XVIII-XIX веков, парк, а собрание музея включает более 25 тысяч экспонатов и экспозиций, посвященных жизни и творчеству владельцев и знаменитых гостей Абрамцева.
Читайте также: Разгромленная «пацанками» жемчужина Подмосковья: что ждет усадьбу Быково>>
Именитые гости усадьбы Абрамцево и художественный кружок
Абрамцево не зря считается очагом русской культуры. Еще при Аксакове усадьбу посещали знаменитые писатели и поэты, которые вдохновлялись природой здешних мест. Николай Гоголь, будучи близким другом Сергея Аксакова, написал в Абрамцеве второй том «Мертвых душ» и даже зачитывал отрывки из произведения домочадцам. Гоголь, живя в отдельной комнате в мезонине, подбадривал Аксакова, когда тот к концу жизни почти ослеп. Николай Васильевич вставал рано утром, собирал грибы в лесу, а потом раскладывал их вдоль тропинки у дома. Так он помогал Аксакову заниматься своим любимым делом – тихой охотой, чему писатель невероятно радовался.
После покупки усадьбы Саввой Мамонтовым в Абрамцево начался настоящий художественный период. Меценат увлекался живописью, музыкой, скульптурой, поэтому в имении подолгу жили и работали известнее художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Илья Репин, Михаил Врубель, Василий Поленов. В итоге образовался неформальный Абрамцевский кружок, который еще называют Мамонтовским.
Творческая жизнь Абрамцева стала центром формирования «неорусского стиля». Кружок, созданный в усадьбе, не имел своего устава, но стал серьезным ориентиром для творческой интеллигенции того времени. Члены Абрамцевского кружка возвращали народному декоративно-прикладному искусству поэтическую сущность и сохраняли основную функцию – украшения повседневного быта. Художники по-разному осмысливали поэтику и стилистику народного творчества. Они организовали две мастерские: столярно-резчицкую и керамическую. Созданный здесь «неорусский стиль» стал существенной гранью модерна в России.
Скамья Врубеля и резьба Репина
Чаще других художников в усадьбе гостил Михаил Врубель. Он заведовал майоликовой мастерской Мамонтова, выполнял заказы и создавал декорации для постановок «Частной оперы Мамонтова». Неудивительно, что в усадьбе сохранилась изразцовая скамья, сделанная по эскизам Врубеля. Редкий образец майоликового искусства установили в 1915 году на участке «Таньонов нос». Часть изразцов была утрачена, и лишь в 1960 году скамью отреставрировали и защитили стеклянной витриной. Ее можно и сегодня увидеть в музее. В музее-усадьбе хранится также ваза работы Врубеля, которая называется «Поэт». Если к ней присмотреться, то можно увидеть среди узоров портрет Пушкина.
Найденная в соседней деревне резная подкарнизная доска вдохновила Репина и Поленова на создание нового вида деревянной резьбы, которую назвали абрамцево-кудринской или попросту кудринской. Целая коллекция такой резьбы была представлена на Международной выставке в Париже.
Васнецов во время пребывания в Абрамцеве не только писал картины, он спроектировал для детей Саввы Мамонтова необычную парковую беседку – настоящий домик Бабы-яги. Ее поставили в парке в 1883 году. Сруб был установлен на пнях, фронтоны украсили резные совы и летучие мыши, а конек крыши увенчала голова лошади. Увидеть избушку можно на аллее из розовых кустов.
Читайте также: Усадьба Мураново в Подмосковье: комната Гоголя, мурановские вафли и щи из ананасов>>
Что еще посмотреть в усадьбе Абрамцево
Слева от главного дома располагается баня-теремок, которая использовалась как баня при Аксакове, а при Мамонтове уже стала флигелем для гостей. Мебель в этом домике изготовлена по эскизам художницы Елены Поленовой, сестры Василия Поленова. А справа от главного дома есть студия-мастерская, построенная в 1873 году по проекту Виктора Гартмана. Крыльцо и наличники декорированы деревянным орнаментом, а внутри есть рисунки, керамика, вазы и камин с изразцами Врубеля.
Интересный объект – церковь Спаса Нерукотворного, которая является коллективным творением абрамцевских художников. Первоначальный проект разработал Василий Поленов, но он показался Мамонтовым тяжеловесным, и работу продолжил Виктор Васнецов. Художник изменил пропорции здания и поменял местами северный и южный фасады – так постройка стала светлее и изящнее.
Строительство церкви началось в мае 1881 года. Резьбой по камню занимался лично Савва Мамонтов, Врубель делал изразцы для церковного камина, Репин писал образ Спаса Нерукотворного, Василий Поленов делал эскизы внутреннего убранства и писал икону «Благовещение». Иконостас сделали двухъярусным, как было принято в древнерусских церквях, иконы Сергия Радонежского и Богоматери создал Виктор Васнецов, и по его же эскизам был выполнен мозаичный пол с растительными орнаментами. Церковь является действующей.
Помимо прекрасного соснового леса и реки, есть в Абрамцево еще одно творение природы – дуб-великан, посаженный в 1770 году. Его диаметр составляет около полутора метров, и он помнит всех хозяев усадьбы.
Читайте также: Усадьба Введенское в Звенигороде, где бывал Павел Первый и снимали «Войну и мир»>>