Врач Терский объяснил, как генетика влияет на спортивные достижения

Здравоохранение

Фото - © Adobe Stock

РИАМО - 25 сен. Существует свыше 1 тыс. генов, которые могут значимо влиять на спортивные достижения, сообщил РИАМО главный врач 2-го диагностического отделения АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), к. м. н. Максим Терский.

«Одним из прорывов в изучении спортивной генетики мы обязаны британскому ученому Хью Монтгомери, который в конце прошлого века открыл «ген спорта». <…> С тех открыто еще около 1000 генов, которые могут значимо влиять на спортивные достижения, обуславливая особенности метаболизма, реакции адаптации к экстремальным физическим условиям и психологическую мобилизацию спортсменов», – сказал Терский.

Он отметил, что носительство мутантного варианта этого «гена спорта» (аллеля D) благоприятствует проявлению скоростно-силовых качеств, но в тоже время повышает риск гипертрофии миокарда.

«Почему риск? Потому что этот ген ученые знают, как ACE – ген ангиотензинпревращающего фермента. Он отвечает за регуляцию артериального давления. У спортсменов, достигших определенных результатов в скоростно-силовых видах спорта, артериальная гипертензия наблюдается в 26,7%», – рассказал врач.

Терский добавил, что у спортсменов – носителей нормального аллеля I этот показатель ниже 10%.

«Они предрасположены к видам спорта, где нужна выносливость, и хорошо переносят условия высокогорья. Это, кстати, объясняет феномен, хорошо известный тем, кто бывает в горах. Когда «офисный планктон» спокойно идет дальше, в то время как профессиональные спортсмены уже выдохлись», – пояснил специалист.