Почему экономика Китая стагнирует и что это значит для России: мнение экспертов
На днях американская газета The Wall Street Journal сообщила, что экономический рост Китая, длившийся на протяжении 40 лет, резко замедлился и рискует превратиться в затяжную стагнацию из-за закредитованности и разрушения отношений с Западом. Экономисты рассказали РИАМО о причинах снижения роста китайской экономики и о том, как это повлияет на торговлю с Россией.
Причины замедления роста китайской экономики
По словам ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, главная причина снижения экономического роста Китая заключается в том, что за последние 20 лет экономика Поднебесной стала более развитой.
«Китай – это один из ключевых игроков на мировом рынке высоких технологий и практически всех видов машиностроения и приборостроения, равно как США и страны „Большой семерки”. Развитые страны, как правило, высоких темпов роста за исключением восстановления после кризисов уже не показывают, в отличие от развивающихся стран, экономики которых нередко растут благодаря эффекту низкой базы», – поясняет экономист.
К внешним факторам, негативно повлиявшим на экономику КНР, Мильчакова относит пандемию коронавируса, из-за которой в стране вводились локдауны и многочисленные ограничения для бизнеса, затормозившие рост производства и приведшие к нарушению логистических цепочек товарных поставок.
Ограничения США, по ее мнению, сильного влияния на экономику Китая не оказали, так как затронули только отдельные высокотехнологичные китайские компании, что, в свою очередь, способствовало и будет способствовать развитию импортозамещения в стране.
Другой эксперт, управляющий партнер компании Financial Mechanics Константин Зусманович, утверждает, что снижение темпов роста китайской экономики началось уже давно.
«Производственная часть экономики Китая в значительной степени ориентирована на внешний спрос, который по совершенно объективным причинам за последние годы мало растет или вообще находится в состоянии стагнации. Соответственно, и потребление того, что Китай производит, также либо не растет, либо показывает низкие темпы роста», – отмечает собеседник.
Что может поддержать экономику Китая
Зусманович считает, что росту экономики Китая могло бы отчасти способствовать увеличение внутреннего спроса, но его сейчас нет, о чем свидетельствуют данные об инфляции. При этом в последнее время в Китае наблюдается значительный рост доходов и сбережений, обращает внимание эксперт.
По его мнению, в такой ситуации есть только один реалистичный путь стимулирования внутренней потребительской активности – это смягчение монетарной и фискальной политики со стороны Народного банка КНР. Отдельные меры в этом направлении, например, снижение ключевой ставки на 0,10%, произошедшее 21 августа, уже принимаются.
«В общем и целом же хочу отметить, что китайская экономика просто стала несколько более зрелой по отношению к той, которая показывала высокие темпы роста. И процессы замедления по мере созревания экономики неизбежны. А снижение внешнего спроса, на который в значительной мере эта экономика была ориентирована, добавляет тормозящий эффект. Общие тенденции вполне понятны, обоснованы, и в ближайшее время, скорее всего, уже не будет таких темпов экономического роста, которые мы могли увидеть 7-10 лет назад», – комментирует ситуацию аналитик.
Как стагнация китайской экономики повлияет на торговлю с Россией
Создатель и автор блога «Белая доставка и таможня из Китая» Максим Дорофеев полагает, что замедление роста китайской экономики может негативно сказаться на экспорте нефти, газа, каменного угля и древесины из России, потребность в которых может снизиться в КНР.
Наталья Мильчакова, напротив, считает, что при замедлении роста Китай может увеличить импорт нефти, газа и угля из России, так как эти энергоресурсы дешевле, чем развитие возобновляемой энергетики, и, кроме того, территориальная близость РФ и КНР удешевляет логистику доставки российских углеводородов в Китай, особенно нефти и газа по трубопроводам.
Что касается китайского импорта в РФ, то, по мнению Максима Дорофеева, снижение экономического роста Поднебесной не вызовет сокращения поставок товаров, поскольку зависимость России от них очень высокая и будет продолжать расти, что весьма выгодно Китаю.
Сильный прирост ввоза китайских товаров за последнее время связан с санкциями и отказом продавать свои товары в России со стороны стран Европы и США. Кроме того, европейские и американские регуляторы постоянно усложняют ввоз параллельного импорта через Киргизию, Казахстан и Турцию, и, таким образом, основным логистическим каналом становится Китай, добавил Дорофеев.
Эксперт прогнозирует, что цены на китайские товары, привозимые в Россию, будут в дальнейшем расти.
«И здесь основное влияние связано не с замедлением китайской экономики, а с отсутствием возможности у российского бизнеса закупать товары в других странах, кроме Китая. Китайские компании это прекрасно понимают и начинают диктовать свои условия, в том числе повышать цены», – поясняет собеседник.
Наталья Мильчакова поддерживает точку зрения Дорофеева о том, что импорт китайских товаров в РФ не сократится, и считает, что Россия будет вносить определенный вклад в поддержку роста экономики КНР.
В свою очередь, доцент Департамента экономической теории, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин считает, что, несмотря на снижение экономического роста, Китай будет продолжать развивать с Россией двустороннее экономическое стратегическое партнерство в инновационно-технологической, военно-промышленной, энергетической, продовольственной, научно-исследовательской, туристической сферах и финтех-сотрудничестве.
Доля юаня в международных расчетах России будет расти
По словам Морковкина, в течение последнего года юань стал для России основной резервной валютой, значительно заместив американский доллар на фоне валютных ограничений со стороны США и ЕС.
«Кроме того, доля китайской национальной валюты в российском импорте растет быстрее, чем в экспорте. Возникающий дисбаланс оказывает серьезное давление на рубль. Даже на фоне роста продаж валютной выручки экспортерами после заключения неформальных договоренностей с правительством в августе 2023 года ее все еще недостаточно для достижения равновесия внешнеторговых операций с Китаем», – отмечает экономист.
По его прогнозу, доля юаня в международных расчетах России будет продолжать расти, поскольку он является валютой не только для российско-китайской торговли, но и для расчетов РФ с другими странами. Эксперт считает юань единственным инструментом реальной финансовой коммуникации российского рынка с внешним миром среди валют дружественных и нейтральных стран. Ни дирхам, ни лира, ни индийская рупия в ближайшее время не смогут, по его мнению, занять серьезную долю в международных расчетах РФ.
«Примечательно, что доллар продолжает доминировать по обороту биржевых сделок и во внебиржевых торгах в целом. На текущий момент в общем обороте доллар занимает около 50%, на юань приходится 27%, на евро – около 21%, на другие валюты приходится чуть более 2%. Из них практически все приходится на дирхам ОАЭ и турецкую лиру. При этом еще в январе 2022 года доллар занимал около 82% в структуре расчетов, евро – 17%, а все прочие валюты – в пределах 1%», – сообщил эксперт.
Такая динамика в обороте валют стала, по словам Морковкина, следствием прорыва в многостороннем сотрудничестве РФ и КНР и прежде всего в развитии торгово-экономических отношений.