Тяжело в учебе: стоит ли отменять домашние задания в школах?
Из-за больших объемов домашних заданий у школьников не хватает времени ни на отдых, ни на углубленную подготовку к ЕГЭ по необходимым предметам. В начале июня в Думу от партии «Новые люди» поступил законопроект об отмене домашних заданий для школьников. Своим мнением об этой инициативе с РИАМО поделились депутаты, психологи и педагоги.
Предпосылки для отмены домашнего задания
Автор законопроекта, вице-спикер Госдумы от партии «Новые люди» Владислав Даванков, сообщил, что комитет по образованию провел открытый диалог с родителями московских старшеклассников. Они жалуются на непомерные нагрузки у детей и при этом отмечают, что школьники вынужденно списывают «домашку» из интернета, чтобы осталось время на подготовку к ЕГЭ.
Посещаемость сайтов с ответами на домашние задания в России уже более 10 млн человек в сутки, напоминает Даванков. Финляндия, Норвегия, Южная Корея и Канада, напротив, либо полностью отказались от «домашки», либо свели ее к минимуму.
«Вместо этого от учеников ждут самостоятельных выводов и творческих решений. Их невозможно списать из интернета или у друзей», — поясняет вице-спикер.
Он считает, что вместо списывания ребенок мог бы потратить время с большей пользой.
«У нас каждый год появляется все больше „Кванториумов“, мест, где учат строить роботов, работать с нейросетями, дают навыки программирования. Это пригодится в профессиях будущего. Нужно дать школьникам не только возможность, но и время получать полезные знания», — предлагает Даванков.
В числе аргументов «против», уверен автор законопроекта, есть только один: «Повторение — мать учения». Но в текущей ситуации домашние задания эту функцию не выполняют.
«Нужно менять систему в сторону заданий в практике и творчестве, не игнорируя опыт других стран, где это поняли уже давно. Иначе получим поколение безынициативных списывателей», — убежден депутат.
Не отменять домашние задания, а переформатировать
Отмена домашних заданий, по мнению некоторых экспертов, слишком радикальная мера, поэтому их следует изменить, чтобы процесс обучения был не утомительным, а эффективным.
Психолог Айгуль Гранд предлагает учитывать, что не все дети заинтересованы в учебе.
«Я бы предложила отталкиваться именно от потребности в знаниях. Знает ребенок, чем хочет заниматься, есть понимание, какие предметы ему пригодятся, — тогда дополнительные домашние задания по предмету ему нужны. А для тех, кто учится из-под палки, кому школа в тягость, нет стремления получить в будущем качественное образование, домашние задания не должны становиться дополнительным источником стресса. Оценивать на двойку невыполненные работы, на мой взгляд, неправильно. Не нужно стараться растить гениев из тех, кому это не дано и неинтересно», — поясняет свою точку зрения Айгуль Гранд.
Конечно, мозгу необходима тренировка, отмечает она.
«Но домашние задания должны быть именно дополнением, а не равнозначной по интенсивности нагрузкой, как в школе. Если ребенок все вечера проводит за обучением, ему некогда восстановиться, нет свободного времени, нет пространства для игр и творчества», — напоминает психолог.
Анна Осадчая, культурный аналитик и психолог, к инициативе депутата партии «Новые люди» относится скорее положительно.
«Как культуролог я изучаю процессы культурного развития личности, а эффективность образования является частью этого процесса. Современное образование — это получение знаний в широком смысле этого слова, просмотр фильмов, чтение книг, посещение культурных мероприятий, общение с интересными людьми. Но для старшеклассника выполнение домашнего задания занимает минимум 4 часа, на культурное развитие не хватает времени. Кроме того, сейчас появился искусственный интеллект, который за пару минут решит задачку по математике», — напоминает Анна.
Поэтому, считает она, отмена домашнего задания либо его сокращение пойдет только на пользу образовательному процессу.
«Иногда в начальной школе задают делать презентацию на компьютере. Ребенок не только не владеет техникой — у него не сформированы подходы к анализу, обобщению и подаче материала. Поэтому такая задача становится непосильной и вызывает отторжение. Готовить домашнюю работу должно быть интересно», — полагает Сергей Огородников, кандидат биологических наук, старший преподаватель Московского авиационного института, депутат МО Красносельский г. Москвы.
Повторение, обобщение и систематизация знаний должны быть обязательной частью учебного процесса. Но решение десятков однотипных примеров большой пользы не принесет.
«Поэтому важно грамотно выстроить всю систему образования, ответственность за которую несут учителя, а не депутаты», — убежден Огородников.
Особенности российского среднего образования
Вадим Ковригин, доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, напоминает, что домашние задания являются частью сложившейся школьной системы со своими традициями в каждой стране.
«В странах, где учащимся ничего не задают на дом, традиции совсем другие. Учащиеся проводят в школах, как правило, больше времени, и больше внимания там уделяется внеучебной деятельности. Учебный процесс более гибкий: перерывы длиннее, времени для общения с учителем вне официального урока больше. Самих учащихся в классе, как правило, не больше 15 человек. При таких условиях возможны индивидуализация обучения и более высокая мотивация к освоению учебных предметов. А в условиях массовой российской школы домашнее задание — это один из самых важных инструментов хоть какой-нибудь индивидуализации образования, контроля успехов в изучении предметов школьниками и их мотивации», — уверен Ковригин.
Дмитрий Данилов, СЕО и основатель онлайн-школы «Умскул», полагает, что домашние задания — это своего рода «палка о двух концах».
«Исследование среди старшеклассников показало, что домашние задания имеют как свои плюсы, так и минусы. Среди преимуществ можно назвать углубление знаний. Домашние задания помогают закрепить материал, изученный в классе. Также они способствуют развитию самостоятельности и помогают лучше подготовиться к экзаменам и проверить уровень знаний», — утверждает Данилов.
При этом в том же исследовании школьники жаловались, что из-за «домашки» у них не хватает времени на отдых, накапливаются стресс и усталость.
Не рубить сплеча
Отмена домашних заданий в школе в случае принятия закона не будет быстрым процессом. Серьезного разговора об этом пока не идет, говорит Сергей Огородников.
«Если их отменить, потребуется переставить все учебные планы и программы, проводить переподготовку педагогов, редактировать учебники. Кто, когда и за какие средства проведет такую масштабную реформу?» — задается вопросом Огородников.
Сергей Гатауллин, декан факультета цифровой экономики и массовых коммуникаций МТУСИ, убежден, что проблема российского образования — в неумении анализировать отечественные и зарубежные педагогические подходы, поэтому не надо спешить подстраиваться под западные стандарты.
«Вместо того, чтобы анализировать лучшие советские, российские и зарубежные практики образовательных систем, а затем принимать обоснованные решения относительно перехода на государственном уровне к более эффективным методикам обучения и преподавания, основанным на подтвержденных экспериментальных данных, мы бросаемся из одной крайности в другую», — размышляет он.
Что касается плюсов и минусов отмены домашних заданий для школьников, то все зависит от используемой образовательной модели, полагает Гатауллин. Но в целом его позиция схожа с позицией Владислава Даванкова.
«Можно привести примеры успешной реализации образовательных моделей, не предполагающих домашние задания, равно как и ситуации, когда школьники банально списывают и никаких дополнительных навыков не приобретают, а проверка домашних заданий превращается в бесполезный труд учителей», — считает декан.