Поведенческий терапевт Калашникова рассказала, как определить, что ребенок готов к школе

Поведенческий терапевт Калашникова рассказала, как определить, что ребенок готов к школе
Общество
Александр Манзюк

Фото - © Александр Манзюк/РИАМО

РИАМО - 29 июн. Перед школой родителям следует проверить, насколько их ребенок готов к обучению — эмоционально, физически, психологически, интеллектуально, сообщила РИАМО поведенческий терапевт и автор популярного блога о воспитании детей Елена Калашникова.

Она отметила, что сейчас многие родители гадают, когда вести ребенка в школу, если 7 лет ему будет только в середине года. Хотя разница в возрасте от 6,5 и 8 лет кажется небольшой, но за эти 1,5 года ребенок может многому научиться, для него это большая часть жизни.

«Не расстраивайтесь, если в 6 лет ваш ребенок к школе не готов, а постарайтесь гармонично охватить сферы развития, сохранив доверительные отношения с ним», - сказала Калашникова.

По ее словам, готовность к школе определяет не только биологический возраст, но и другие важные параметры развития: эмоциональная готовность, уровень развития физических и моторных навыков, психологическая готовность и уровень интеллектуального развития.

Эмоциональное развитие

В первую очередь такое развитие подразумевает умение контролировать эмоции, а также эмоциональную чувствительность, которая у всех разная. Если ребенок очень чувствителен, плачет чаще других, когда смеется, ему трудно успокоиться, он ярко эмоционально реагирует на сказки и мультики, то контролировать эмоции ему сложнее. Это нужно учитывать и развивать эмоциональный интеллект с малых лет.

«Физическое и моторное развитие влияет на то, насколько ребенок ловкий, самостоятельный в простых бытовых навыках, готов ли сидеть за партой и держать ручку, сможет ли копировать инструкции учителя. То есть если родители видят, что ребенку не хватает этих способностей, лучше поработать над укреплением моторных навыков немного заранее, чтобы в школе его не дразнили и меньше критиковали», - считает поведенческий терапевт.

Психологическая готовность

Ее можно определить по тому, привык ли ребенок к определенным «контекстным условиям». У него есть распорядок, окружение, привычки и ожидания от завтрашнего дня. Резкие перемены детям даются тяжело, потому что у них мало опыта, и они легко теряют контроль в новой ситуации.

Специалист предупредила, что реакции, которые помогали ребенку раньше (в саду, дома, у бабушки) в школе могут не сработать. Ведь школа подразумевает организованность, дисциплину, дети получают меньше помощи от взрослых, непонятно, где получить информацию, и вообще много, что в школе ребенку первое время неясно.

«Кого-то такая ситуация мотивирует стараться, и получается быстро адаптироваться, а у детей психологически неготовых столкнуться с переменами может вызвать панику, нежелание ходить в школу и даже психосоматические заболевания. Поэтому я всегда рекомендую родителям развивать в детях гибкость к различным сценариям жизни, учить адаптироваться к новому, не бояться перемен, но в рамках стабильного режима и рутины», - пояснила эксперт.

По ее словам, нужно приучать детей к порядку и дисциплине, но иногда давать возможность столкнуться с внезапными переменами и помогать быстро адаптироваться.

Уровень интеллектуального развития

Интеллектуальные способности и академические навыки – параметры, оценивая которые родители судят о готовности ребенка к школе. Это умение читать, писать и считать.

«Это, конечно, здорово, но нужно не переусердствовать, ведь пункты, о которых я рассказала ранее, – эмоциональная, психологическая и физическая готовность – тоже нуждаются в развитии. А если ребенка с 2 лет обучают чтению, то когда ему разбираться со своими эмоциональными реакциями, развивать моторные навыки через естественный познавательный интерес, учиться занимать себя самостоятельно, когда скучно, и развивать творческий потенциал?» - уточнила Калашникова.

Она добавила, что в дошкольном возрасте ребенку очень важно начать пробовать заводить друзей, общаться с новыми людьми, изучать правила поведения в обществе. Излишняя зацикленность на учебе может этому вредить. Да и в школе учиться и общаться будет неинтересно, если сверстникам объясняют то, что ребенок уже знает, и реакции одноклассников не сооветствуют его реакциям.

В то же время совсем не готовить ребенка к школе тоже неправильно. Многие родители думают: «Идет в школу, вот там пусть и учат». Эксперт считает, что ребенку важно получить успешный опыт хождения в школу, а не чувствовать себя там хуже всех. В будущем это может обернуться стойким нежеланием учиться.