Без Гоголя, космоса и Великой отечественной: как Украина переписывает историю в школьных учебниках
В российском сегменте интернета можно найти много текстов про то, как украинские учебники истории искажают реальность. Зачастую это произведения анонимных авторов, размещенные в соцсетях и на развлекательных ресурсах, но есть и весьма серьезное исследование, опубликованное «Российской газетой» в пяти частях. РИАМО предлагает ознакомиться с самыми интересными выдержками из него, раскрывающими суть «украинского подхода к истории».
«Развитое украинское Средневековье»
Первая часть исследования «Российской газеты» посвящена освещению исторического периода от возникновения Киевской Руси до Северной войны в четырех украинских учебниках для седьмого и восьмого классов, изданных с 2007 по 2021 год.
Авторы статьи сразу оговариваются, что откровенной пропаганды эти книги не содержат, но освещение истории того периода довольно тенденциозно: несмотря на то, что Киевская Русь включала в себя множество княжеств, внимания «неукраинской» части этого государства уделяется крайне мало. Например, основателя Москвы Юрия Долгорукого, который некоторое время был и великим киевским князем, в украинских учебниках нет вообще.
При этом название «Украина» применительно к Киевской Руси употребляется авторами пособий все же весьма ограниченно. Только в одном учебнике есть такие словесные конструкции, как «Русь-Украина» и «развитое украинское Средневековье», но их смысл никак не раскрывается. При этом авторы другой книги прямо отмечают, что название «Украина» впервые упоминается в летописи только в конце XII века.
«Украина – первое окно в Европу для России»
В освещении периода XVI-XVII веков господствует понятие «Украинская казацкая держава», жители которой совершили «украинскую национальную революцию XVII столетия», несмотря на козни врагов: Польши, России и Крымского ханства.
При этом умолчать о том, как при Богдане Хмельницком Левобережная Украина вошла в состав Московского царства, авторы не могут, однако говорят об этом событии как о вынужденном шаге, называя Переяславскую раду 1654 года «Украинско-московским договором».
В качестве вывода приводится мнение американско-канадского историка Ивана Лысяка-Рудницкого (1919-1984): «Переяславское соглашение было решающим шагом в возвышении азиатской, отрезанной от моря Московии до уровня могущественной державы, а Украина стала для России первым окном в Европу».
В украинских учебниках также превозносятся такие победы над Московским царством, как битва под Оршей 1514 года и Конотопская битва 1659 года (которые в российской историографии являются эпизодами малоизвестных широкой публике Русско-литовской войны 1512-1522 годов и Русско-польской войны 1654-1667 годов соответственно).
«Дальновидный» Мазепа
Про гетмана Ивана Мазепу, изображенного на украинских банкнотах, в учебниках истории пишут комплиментарно. В частности, в его культурной деятельности авторы видят «спланированную дальновидную государственную политику», а переход на сторону Карла XII объясняют тем, что «права украинцев грубо нарушались». Выступление же против Петра I оценивается положительно, потому что тем самым Мазепа «создал прецедент выступления украинской элиты против московского центра».
Православие не в чести
Период пребывания Украины в составе Российской империи рассматривается во второй части исследования «Российской газеты» – на основании пяти учебников для девятого класса, изданных в 2017 году.
Забавный факт: так как пособия изданы в период президентства Петра Порошенко – известного бизнесмена – акцент в них «повсеместно сделан на развитии предпринимательства в XIX веке, на успехах оборотистых семей Яхненко, Симиренко, Харитоненко, Терещенко, Чикаленко и прочих».
Во всех учебниках излагается история пребывания нынешней Западной Украины в составе Австрийской империи, а всей остальной Украины – в составе империи Российской. Авторы честно признают, что почти 85% украинского населения проживало во второй, при этом почти 98% из них исповедовали православие. Однако православной вере в учебниках посвящено гораздо меньше места, чем униатам (греко-католикам), преобладавшим среди украинцев Австрийской империи.
Угнетение со стороны «царизма»
В адрес России того периода выдвигается следующее обвинение: «В отношении украинцев царизм проводил политику полной русификации, не признавал за ними даже права называть себя украинцами, а свою землю – Украиной». Правда, никаких доказательств этого обвинения не приводится.
Кроме того, в учебниках содержится основание для притязаний Украины на следующие российские и белорусские территории: тогдашние Воронежскую, Курскую, Минскую, Гродненскую, Могилевскую, Бессарабскую губернии, область Войска Донского и земли Черноморского Кубанского войска. Имеют виды украинцы и на некоторые территории современной Польши: исторические области Холмщина и Подляшье. Также в изложении большинства учебников присутствуют места компактного переселения украинцев – Зеленый Клин на Дальнем Востоке и Серый Клин в Западной Сибири и нынешнем Северном Казахстане.
Гоголь украинцам не нужен
Любопытно, что главный украинский писатель (в представлении россиян) – Николай Васильевич Гоголь – прочно ассоциируется с Украиной только в одном учебнике из пяти, а еще в одном он не упомянут вообще.
В области литературы гораздо больше внимания уделено книге «История русов» (о которой в России мало кто слышал). Кроме того, великими украинцами объявлены русский актер Михаил Щепкин и ученый Илья Мечников.
Из учебников изъяты многие события имперского периода. Например, ни в одном из них не упомянуты Русско-турецкая война 1877-1878 годов и Русско-японская война 1904-1905 годов, а также императоры Павел I и Александр III.
Украинцы не якшались с русскими и не пили
Когда речь заходит о народной жизни того периода, в учебниках можно встретить весьма забавные утверждения. Одно из них касается украинской трезвости: «Украинцы полюбили изготовлять разнообразные наливки и настойки. При этом пьянства фактически не существовало, поскольку его сурово осуждали. На праздники выпивали лишь две-три рюмочки для настроения».
Кроме того, утверждается, что в вопросах женитьбы украинцам была свойственна «национальная эндогамия». Якобы «украинцы сочетались браком с украинцами и очень редко – с русскими, поляками, евреями и представителями других национальных меньшинств».
«Российско-большевистская оккупация»
В третьей части своего исследования «Российская газета» рассматривает четыре учебника для десятого класса, в котором украинские школьники изучают период с 1914 по 1945 годы.
Самая радикальная оценка этого периода звучит так: «Политические процессы в соседней России, распространившиеся на Украине через российско-большевистскую оккупацию, принесли нашему народу тоталитарный коммунистический режим. На протяжении долгих десятилетий он определял чужеродное украинцам общественно-политическое, экономическое и культурное устройство. Его введение включало и многообещающую украинизацию, и развитие тяжелой промышленности, и трагичную коллективизацию, Голодомор, и массовые репрессии в 1930-х гг., которые стали настоящим геноцидом нашего народа».
Нетрудно заметить, что в этом фрагменте как ни в чем не бывало соседствуют формулировки «чужеродное украинцам культурное устройство» и «многообещающая украинизация». Подобное «раздвоение личности» по отношению к советскому периоду будет господствовать и в дальнейшем.
Без Булгакова и Гражданской войны
Термин «Гражданская война» отсутствует во всех учебниках. Вместо него можно встретить такие формулировки, как «война большевистской России с УНР», «начало агрессии советской России против УНР», «большевистско-российская оккупация украинских земель» и «советско-российская оккупация Украины».
Умалчивается и о многих известных фигурах того периода. Так, о важных деятелях революционной эпохи Николае Щорсе и Александре Пархоменко можно узнать только по названиям снятых о них фильмов, и то не в каждом учебнике, а о Михаиле Булгакове вообще нет ни слова ни в одном пособии. Зато много внимания уделяется такому человеку, как Вильгельм Габсбург, также известному под псевдонимом Василь Вышиваный
В учебниках приводится совершенно фантастическое количество жертв большевистской эпохи. Так, по мнению украинских историков, «жертвами Голодомора 1932-1933 гг. стали 25,5 млн жителей украинского села», а «жертвами террора, устроенного И. Сталиным и его соратниками, стали десятки миллионов людей».
Шизофрения на тему ВОВ
Авторы исследования отмечают, что освещение Великой Отечественной войны (хотя сам этот термин в украинских учебниках везде заменен на «Вторую мировую») в основном сводится к смакованию потерь Красной армии, «преступлениям тоталитарного коммунистического режима» и рассуждениям о «цене победы».
При этом в учебниках можно встретить и такую информацию: «Из 15 фронтов, которые действовали в период германо-советской войны, большую половину возглавляли маршалы и генералы из Украины, а маршал Р. Малиновский возглавил 16-й Дальневосточный фронт». Однако имена 15 командующих фронтами победившей Красной армии так и остаются неизвестными школьникам – в отличие от лидеров Организации украинских националистов (ОУН) и Украинской повстанческой армии (УПА).
Вот только из этих же учебников школьники узнают, что на советской стороне воевало 7 миллионов украинцев, а бойцов УПА и прочих националистических формирований было не более 50 тысяч.
Украина без кино и космоса
В последнем, 11-м классе школы украинские дети изучают период с 1945 года по наше время. В четвертой части своего исследования «Российская газета» рассматривает шесть учебников для этого возраста.
Позднесоветский период оценивается отрицательно, что контрастирует с приведенными тут же объективными фактами о росте населения, промышленного производства и улучшении жизни людей. Кроме того, авторы учебников стараются не говорить о том, что значительная часть общесоветской политической элиты была выходцами с Украины (в частности, сводятся к минимуму соответствующие данные о Хрущеве и Брежневе).
Удивительно, но ни в одном учебнике не упомянут первый украинец, полетевший в космос – Павел Романович Попович. Не во всех пособиях можно прочитать про культового актера и режиссера Леонида Быкова, а про снятые на Одесской киностудии фильмы «Весна на Заречной улице» и «Место встречи изменить нельзя» не говорится вообще нигде.
Эпоха «незалежности»
В пятой части исследования «Российской газеты» рассматривается период после развала СССР.
В целом украинские историки объективно говорят о нем как о времени социально-экономического провала. Так, в одном из учебников отмечается, что «в 2000 г. жизненный уровень свыше 80% украинцев был ниже прожиточного минимума».
При этом в том, что касается идеологических деклараций, напротив, наблюдается повышенный оптимизм: «Насильственно исключенные вследствие полтавского поражения из семьи европейских народов, украинцы остались европейцами по духу и возвращаются ныне к своей европейской цивилизации».
Авторы учебников также сетуют на «высокий уровень русифицированности украинцев, который искусственно формировался в продолжение многих десятилетий». В частности, в этом винят хрущевскую реформу образования 1958 года, когда родителям (только представьте себе!) предоставили право выбирать язык обучения их детей.
При этом упоминается и о том, что политика украинизации не вызывала большого восторга у значительной части украинцев: «Президент Л. Кравчук за основу новой государственной идеологии взял национальную концепцию украинской истории как извечной борьбы против российской неволи… Президент содействовал утверждению украинской национальной идентичности… за это Л. Кравчуку довелось заплатить утратой поддержки в русскоязычных южном и восточном регионах».
В августе 2022 году, после начала СВО, учебную программу на Украине ужесточили: в курс истории 11-го класса будет включено понятие «рашизм» и рассуждения о том, что «война с РФ» началась в 2014 году и имела «признаки геноцида». Впрочем, исходя из предшествующего изучения «истории по-украински», вряд ли это можно считать большим сюрпризом.