7 самых ярких открытий российских ученых XXI века

CDC

Фото - © CDC/Unsplash.com

Начиная с XVIII века многие ученые из России совершили многие важнейшие открытия, повлиявшие на развитие мировой науки: от создания периодического закона до ракетостроения. В материале РИАМО рассказываем о научных достижениях, сделанных нашими соотечественниками в XXI веке.

1. Решение гипотезы Пуанкаре

George M. Bergman, CC BY-SA 4.0

Фото - © George M. Bergman, CC BY-SA 4.0/Wikipedia.org

Гипотеза Пуанкаре — одна из семи математических задач тысячелетия и единственная решенная на данный момент. Гипотеза Пуанкаре была сформулирована в 1904 году известным французским математиком Анри Пуанкаре. Ее суть заключается в том, что любой компактный трехмерный объект можно преобразовать в сферу с помощью деформации. Иными словами, всегда найдётся способ непрерывно деформировать, к примеру, стакан, чтобы получилась сфера.

В 2002-2003 годах российский математик Григорий Перельман опубликовал в интернете три статьи, в которых кратко изложил оригинальный метод доказательства гипотезы Пуанкаре. После подтверждения доказательства математическим сообществом в 2006 году гипотеза Пуанкаре стала первой и единственной на данный момент решенной задачей тысячелетия. А Перельман отказался от всех почестей и наград.

2. Открытие графена

AlexanderAlUS. Собственная работа, CC BY-SA 3.0

Фото - © AlexanderAlUS. Собственная работа, CC BY-SA 3.0/Wikipedia.org

Графен — это вещество из чистого углерода, которое представляет собой слой атомов углерода толщиной в один атом. Это самый тонкий и прочной материал на сегодняшний день — он прочнее алмаза и примерно в 300 тысяч раз тоньше листа бумаги. А еще графен очень гибкий, прекрасно проводит электрический ток, при этом он на 97% прозрачный.

Материал открыли британские ученые российского происхождения Андрей Гейм и Константин Новоселов, за что получили в 2010 году Нобелевскую премию по физике. А начинали свою научную деятельность ученые в Институте физики твердого тела в Черноголовке.

3. Обнаружение Денисовского человека

Dongju Zhang. Собственная работа, CC BY-SA 4.0

Фото - © Dongju Zhang. Собственная работа, CC BY-SA 4.0/Wikipedia.org

Останки, обнаруженные в Денисовой пещере в долине реки Ануй на Алтае, свидетельствуют о существовании ранее неизвестного вида людей, сильно отличавшихся от неандертальцев и Homo sapiens, из чего следует, что Денисовский человек – отдельный вид рода Homo.

В феврале 2019 года в пещере палеоантропологи нашли самый крупный образец останков денисовца – часть черепа. До этого сенсационными стали находки зубов и фаланги пальца. По мнению ученых, эти древние люди жили примерно 50 тысяч лет назад.

4. 3D-принтер для МКС

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева совместно с Томским политехническим университетом и Томским государственным университетом разработали 3D-принтер для работы на Международной космической станции.

На принтере из термопластичных полимеров печатают образцы и детали, которые часто используются на борту станции. Новая технология позволяет космонавтам изготавливать, например, крышки для электроразъемов различной номенклатуры, лопатки для исследований, гаечные ключи и другие инструменты, крепежные изделия, необходимые для работы на МКС.

5. Искусственная кожа

В Институте теоретической и экспериментальной биофизики РАН ученые создали уникальную ткань для перевязки ран и повреждений. Она представляет собой тончайшую пленку, которая накладывается на раны. При этом клетки ткани начинают переходить в рану, смешиваясь с клетками пациента. Это активизируют выработку коллагена для зарастания раны и образования рубца. Таким образом, пленка способна ускорить процессы заживления повреждений.

6. Новые элементы таблицы Менделеева

В Объединенном институте ядерных исследований (Дубна, Россия) с 2000 года физики открыли шесть самых тяжелых элементов с атомными номерами 113-118. Все синтезированные элементы добавили в периодическую таблицу Менделеева — это нихоний (113), флеровий (114), московий (115), ливерморий (116), теннессин (117) и оганесон (118), названый в честь выдающегося физика Юрия Оганесяна.

7. Клонирование ягненка

Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

Фото - © Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

В 2022 году ученые Федерального исследовательского центра животноводства имени академика Л.К. Эрнста впервые в мире получили клонированного ягненка путем скрещивания геномов домашней овцы и горного барана.

Технология клонирования, использованная специалистами в рамках этой работы, может стать основой не только для широкого внедрения технологии геномного редактирования в практику сельскохозяйственного производства, но и способом восстановления малочисленных популяций диких видов животных.