Запрет Telegram для использования в банках: «плюсы» и «минусы» этого решения
Ассоциация банков России (АБР) обратилась в Роскомнадзор с просьбой не запрещать кредитным организациям предоставлять услуги через Telegram. Об этом сообщил РИА Новости вице-президент АБР Алексей Войлуков. Telegram находится в списке иностранных мессенджеров, и с 1 марта 2023 года российским банкам будет запрещено использовать его для передачи платежных документов и персональных данных при предоставлении услуг. Какие есть положительные и отрицательные стороны в таком решении, читайте в материале РИАМО.
Telegram – это просто интерфейс
По словам Алексея Войлукова, Telegram не обрабатывает никакую платежную и персональную информацию, поэтому уйти на сторону она не может.
«Это просто интерфейс, который переводит во внешний браузер, через который и совершаются операции. И если через Telegram запрещено, то почему не запрещено тогда пользоваться онлайн-банкингом напрямую через такие браузеры, как Safari, Chrome, IE, Edge?» – задает вопрос вице-президент АБР.
Он добавил, что мессенджер – «это удобный дополнительно действующий инструмент, и он является просто заменой для ряда клиентов банков, лишившихся своих приложений из-за санкций».
Ранее глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила журналистам, что регулятор не видит дополнительных технологических рисков для банков от использования Telegram-каналов.
«Что касается предоставления услуг через Telegram-каналы банками, наши специалисты анализировали, каких-то дополнительных технологических рисков от использования таких каналов нет. Но мы видим, что именно Telegram-каналы часто используются как средство коммуникации мошенниками. Поэтому эти риски возможно снизить при внедрении банками продвинутых антифродовых (от англ. anti-fraud – борьба с мошенничеством, ред.) механизмов», – сказала она.
При этом Минцифры РФ призывало банки не использовать мессенджеры для предоставления услуг клиентам, поскольку этим инструментом массово пользуются мошенники. Хотя некоторые крупные банки уже запустили свои онлайн-проекты в Telegram и они вынуждены будут приостановить их работу с 1 марта 2023 года согласно закону, принятому Госдумой в декабре 2022 года.
Таким образом, с одной стороны, есть требования властей запретить использование Telegram банками, с другой – банковское сообщество просит не делать этого, приводя свои аргументы в защиту мессенджера.
Как не потерять деньги в крипте: советы инвестора>>
Оставить выбор за клиентом
Глава комиссии по финансовой безопасности Совета Торгово-промышленной палаты РФ Тимур Аитов считает, что идея с использованием Telegram для коммуникации с клиентами, «потерянными» в ходе санкций, выглядит инновационно, хотя на самом деле по своей сути не нова. Еще в девяностых годах в стране уже работал «Телебанк» от Гута-банка, который использовал в том числе простейший мессенджер SMS для управления системой дистанционного банковского обслуживания, причем работал достаточно надежно.
По мнению эксперта, нынешнее второе «пришествие» мессенджеров очевидно найдет свою рабочую нишу, прежде всего в сфере мелких платежей. Тимур Аитов считает, что вряд ли кто-то из банковских клиентов начнет оформлять миллионный кредит средствами Telegram, для этого он придет в офис.
«По этой причине однозначно запрещать пользование мессенджером для расчетов с банком я бы не стал, и оставил бы этот выбор за клиентом. Конечно, при этом необходимо обязать банк в максимальной степени обеспечить и безопасность процедуры платежей, включая установку антивирусных средств на смартфон, и должное информирование клиентов об особенностях всей процедуры», – объясняет свою позицию эксперт.
Если говорить об обсуждаемой теме в целом, то, по мнению Тимура Аитова, новое применение мессенджеров является не очень удачным, они все-таки проектировались для других целей.
Эксперт Лазарева рассказала, какую уловку мошенники часто используют в Telegram>>
«Telegram не является безопасным и прозрачным мессенджером»
Оценивая Telegram в целом, начальник управления по контролю за внедрением и технологическим развитием ПАО «РосДорБанк» Михаил Петров, считает, что мессенджер не является абсолютно безопасным и прозрачным. Необходимы очень продвинутые антифродовые механизмы, которые позволят уберечь клиентов от мошенничества.
«Не забываем, что Telegram легко поддерживает работу в веб-версии, не завершая ее в мобильном приложении. Если клиент забудет завершить сессию на компьютере, злоумышленники с легкостью смогут работать параллельно с компьютера, не информируя пользователя мобильной версии. То есть вы даже не узнаете, что кто-то открыл ваш телеграмм у себя на компьютере», — объясняет эксперт.
На фоне таких рисков с мессенджером на сегодняшний день проблемы со скачиванием приложений российских банков во многом решены, считает Михаил Петров. На Rustore доступны версии для Android. Для владельцев iPhone есть другие ресурсы, которые разрабатывают банки для своих клиентов.
«Принципиальной разницы в том, будет сохранена прежняя возможность или нет, мы на сегодня не видим. И считаем, что стопроцентная идентификация клиента – это основной параметр безопасности, который в Telegram в полной мере не реализован», – резюмирует эксперт.