Отечественный игровой движок: кто занимается разработкой и когда ждать первых результатов

Отечественный игровой движок: кто занимается разработкой и когда ждать первых результатов
Акценты

В середине февраля министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, генеральный директор VK Владимир Кириенко и представители российской сферы видеоигр провели пресс-конференцию, на которой рассказали о разработке отечественного игрового движка. Для чего нужен этот продукт, на каких принципах он будет создаваться и когда будет готов, читайте в материале РИАМО.

Почему государство решило заняться играми

Выступая на пресс-конференции, министр Шадаев сообщил, что отечественная индустрия видеоигр серьезно пострадала из-за западных санкций. В частности, имелось в виду решение AppStore и Google Play запретить разработчикам из России зарабатывать посредством этих платформ.

«Российский геймдев – один из самых пострадавших сегментов нашей отрасли. Нашим разработчикам тяжело развиваться в условиях ограничений на платежи, часть своих подразделений они были вынуждены релоцировать. При этом в целом мы считаем, что потенциал у отрасли есть», – сказал министр цифрового развития.

Тезис о развитии отрасли в России организаторы пресс-конференции подкрепили внушительными цифрами. Согласно этим данным, в видеоигры играют более 80 миллионов россиян, то есть больше половины населения страны. В России существует более 1500 команд разработчиков игр, однако практически все они (более 90%) используют для разработки иностранную инфраструктуру. Для того, чтобы решить эту ключевую проблему, и было принято решение создавать российский игровой движок.

«Мы очень рады, что в настоящий момент нет ограничений на доступ к зарубежным движкам, но при этом вынуждены готовиться к разным сценариям, и наличие собственной разработки, собственного важного инфраструктурного компонента для нас очень важно», – подчеркнул Шадаев.

С точки зрения участия государства министр сравнил игровую индустрию с кинопроизводством, в котором давно существует бюджетное финансирование «интересных проектов». Шадаев заявил, что поддержка государством игровой отрасли «очевидно станет приоритетом на ближайшие три-пять лет».

Каким будет отечественный движок

Касательно нового российского игрового движка министр сообщил, что это будет «open source-движок, который будет доступен всем желающим разработчикам». О том же рассказал Владимир Кириенко, генеральный директор VK – компании, которая возьмет на себя основные затраты по созданию движка.

«Принципы открытого кода мы считаем наиболее оптимальными для среды разработчиков, потому что они позволяют игровой индустрии контрибьютить в создание общего решения. При этом мы понимаем, что игры международны, и чтобы быть по-настоящему успешным в игровой индустрии, надо создавать игры, в которые будет интересно играть как в России, так и за рубежом», – поделился Кириенко.

Руководитель VK также отметил, что «сегодня технологии игровых движков используются не только в игровой индустрии, но и, например, в художественной анимации».

«Главное конкурентное преимущество игрового движка – это существенная экономия и во времени, и в затратах на создание игрового контента», – пояснил функционер.

Когда появятся первые результаты и во сколько обойдется разработка

Кириенко также назвал конкретные сроки и этапы реализации проекта, а также сумму, которую VK вложит в разработку.

«Мы проинвестируем 1 миллиард рублей на разработку базовой версии. Считаем, что для этой разработки понадобятся не менее 100 специалистов. Технология должна быть универсальной и позволять создавать любые типы игр: для консолей, персональных компьютеров, мобильных устройств, браузерные игры. Оцениваем, что создание игрового движка займет от трех до пяти лет, при этом ключевые вехи мы пройдем в ближайшие два года. В 2024 году мы планируем выпуск первой бета-версии и начало работы с игровым сообществом. В 2025 году мы выходим на стартовую версию движка, полученную в результате взаимодействия с игровым сообществом», – рассказал Кириенко.

По его словам, помимо разового миллиардного вложения, VK также будет выплачивать гранты сторонним разработчикам.

Чего хотят от движка разработчики контента

По словам руководителя группы разработки движка Александра Мясищева, существует три простых критерия для оценки движка.

«Первый: простота использования, удобство и дешевизна. Второй: какое количество решений и задач движок может выполнить "из коробки" (то есть без дополнительной работы разработчиков – прим. ред.). Третий: размер коммьюнити, то есть количество готовых специалистов, способных работать на этом движке, плюс скорость обучения новых сотрудников», – рассказал Мясищев.

Как объяснил руководитель, важность этих критериев можно выразить чисто математически.

«Например, упрощение поиска новых сотрудников может ускорить процесс разработки почти в два раза. Легкость использования и наличие готовых модулей внутри движка позволяют еще раза в три упростить задачу, стоящую перед разработкой. А в целом, если мы говорим про все эти три параметра, эффективность выбора движка на раннем этапе может составить до десяти раз», – отметил Мясищев.

Как еще государство будет поддерживать игровую индустрию

Максут Шадаев рассказал, что государство собирается помогать отечественным разработчикам видеоигр сразу по нескольким направлениям.

«Минцифры совместно с лидерами отрасли готовит большой законопроект, который позволит обеспечить возможность предустановки на мобильные платформы игр не из "эппсторов" и обеспечить возможность платежей не из платежных систем международных бигтехов», – поделился планами министр.

Кроме того, по словам Шадаева, ведомство готовит программу по стимулированию и поддержке экспорта российских игр в Китай.

«Там большой рынок, и это поможет скомпенсировать уход с тех рынков, где у нас возникают сложности», – сказал чиновник.

При этом, если государство хочет экспортировать отечественные игры в Азию, то бизнес уже начал более активный импорт азиатских игр в Россию. О переориентации на азиатских производителей в условиях ухода ряда западных игровых компаний с российского рынка заявил руководитель VK Play Василий Магурян. Правда, конкретные компании ни он, ни Владимир Кириенко не назвали, объяснив, что переговоры со многими из них продолжаются.