Вагон санкций: как проходит импортозамещение в сфере производства поездов метро в России

Вагон санкций: как проходит импортозамещение в сфере производства поездов метро в России
Акценты

Фото - © Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области

Как ранее сообщал РБК со ссылкой на Росстат, выпуск поездов для метро в России в январе–июле 2022 года снизился на 42%, причем в апреле и июле не было произведено ни одного состава. Спад производства вагонов произошел на фоне международных санкций против российской промышленности, введенных Западом после начала специальной военной операции на Украине. С какими проблемами столкнулись производители электропоездов, как их решают и останется ли метро в российских городах без новых вагонов, читайте в материале РИАМО.

Сравнительная статистика

Отдел по внешним связям и корпоративным коммуникациям АО Метровагонмаш

Фото - © Отдел по внешним связям и корпоративным коммуникациям АО Метровагонмаш

В период с января по июль 2022 года в России выпустили всего 152 вагона для подземки.

Согласно данным Росстата, в 2021 году в стране было произведено 430 вагонов метро: из них 366 на заводе АО «Трансмашхолдинга» (ТМХ) «Метровагонмаш» в Мытищах, что составляет 85% от общего количества. В прошлом году предприятие продало вагоны на 36,2 миллиарда рублей при общей выручке 53,79 миллиарда рублей. В этом году компания ожидает увеличения общей выручки до 56,5 миллиарда рублей, а на основного заказчика – Московский метрополитен – должно прийтись 55% от этой суммы.

«Все обязательства по поставкам в рамках подписанных контрактов будут выполнены», – подчеркнул представитель ТМХ.

От МЦК до Троицка: как новая ветка метро решит транспортные проблемы в Новой Москве>>

Где производят вагоны метро

Анастасия Осипова

Фото - © Анастасия Осипова/РИАМО

Выпускают вагоны метро на двух предприятиях «Трансмашхолдинга»: подмосковном «Метровагонмаше» и Октябрьском электровагоноремонтном заводе, расположенном в Санкт-Петербурге. В производственном процессе также принимают участие Тверской вагоностроительный (выпускает рамы тележек) и Демиховский машиностроительный (производит колесные пары) заводы. Также выполняются контракты по текущему и капитально-восстановительному ремонту подвижного состава для метрополитенов городов России.

ТМХ является единственным в России разработчиком и крупнейшим в стране производителем поездов метро, занимая также шестое место на мировом рынке. Разработкой новых моделей подвижного состава занимается входящий в холдинг центр научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ «ТМХ Инжиниринг», подразделения которого расположены в девяти городах и насчитывают в общей сложности более 1100 сотрудников.

В течение последних пяти лет, начиная с 2018 года, ТМХ инвестировал в развитие метровагоностроения около 4,5 миллиардов рублей.

Как сэкономить на поездках в метро с картой «Мир» и системой Face Pay>>

«С задачами и вызовами справляемся успешно»

Анастасия Осипова

Фото - © Анастасия Осипова/РИАМО

Как сообщает пресс-служба «Трансмашхолдинга», в связи с введенными против страны санкциями производство вагонов метро в России столкнулось с дефицитом поставок импортных комплектующих: двигателей, редукторов, межвагонных сцепок, гасителей колебаний, тележечного тормозного оборудования, приводов для дверных систем, контроллеров машиниста. Специалисты компании утверждают, что большинство недостающих механизмов и запчастей будет заменено на российские аналоги. До начала серийного применения новых комплектующих и изделий проводятся необходимые испытания и опытная эксплуатация.

«С задачами и вызовами справляемся успешно. Холдинг самостоятельно разрабатывает и производит технику, а в продуктовом портфеле компании есть подвижной состав практически любого типа. Вопросами импортозамещения ТМХ занимается еще с начала прошлого десятилетия силами конструкторов, технических служб и сотрудников материально-технического обеспечения с целью снижения производственных рисков и затрат на закупку. При наличии заказа холдинг способен создать новую технику любой сложности», – отметили в ТМХ.

В компании также подчеркнули, что при проектировании продукции закладываются технические решения с учетом поставок нескольких вариантов комплектующих.

По словам экспертов «Трансмашхолдинга», уровень локализации в целом по всей производимой продукции составляет более 90%. Некоторые позиции, например, двери, USB-разъемы и гасители колебаний уже заменены на российские, китайские и белорусские аналоги. Единичное количество некоторых комплектующих, которые не попали под санкции, компания продолжает закупать.

Вызов для развития: как западные санкции и спецоперация влияют на экономику России>>

Переход на отечественные «рельсы»

Фото - © Пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы

В пресс-службе холдинга подчеркнули, что компания не создает альтернативные импорту образцы продукции, а вносит изменения в конструкцию собственной техники, заменяя импортное оборудование на отечественное.

Один из ключевых заводов ТМХ – «Метровагонмаш» – в настоящее время осваивает изготовление и сборку ключевых узлов собственного производства, от которых напрямую зависит безопасность движения. Проводится процесс реинжиниринга тормозных систем и автосцепных устройств, которые ранее поставлялись из-за границы. Как сообщают специалисты, отечественная сцепка ранее использовалась на вагонах метро серии 81–720, 81–760 и других, в то время как все современные модификации вагонов метро оснащались импортными системами сцепления.

«До начала серийного производства составы из вагонов метро, оснащенных новыми сцепными устройствами и тормозами, пройдут полный цикл различных испытаний, которые подтвердят надежность и безопасность как самих комплектующих, так и составов, изготовленных с их применением», – отмечают представители компании.

В настоящее время идет постоянный поиск альтернативных поставщиков. Как утверждают в пресс-службе ТМХ, интерес работать по поставкам комплектующих для вагонов метро есть у отечественных компаний, а также предприятий из Белоруссии, Турции и Китая. Поставщиками холдинга являются в общей сложности около 2000 малых и 540 средних предприятий, а также свыше 3700 микропредприятий.

Чем санкции против России обернутся для Запада: прогнозы экономистов>>

Сможет ли Москва обновить подвижной состав метро в условиях санкций

Фото - © Пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы

В пресс-службе Московского метрополитена сообщили, что темпы обновления подвижного состава столичного метро остаются одними из самых быстрых в мире. С 2010 года для Москвы закуплено более 4000 вагонов нового поколения. По словам специалистов, сейчас в столичном метро доля нового подвижного состава достигла уже 70%, тогда как в сентябре 2021 года она составляла около 66%.

«План первого полугодия 2022 года был выполнен в срок: поставлено 168 новых вагонов ‟Москва–2020‟. До конца года ожидается, что все договоренности с поставщиком по передаче новых вагонов будут выполнены. Несмотря на давление со стороны недружественных стран, под руководством мэра Москвы Сергея Собянина правительство Москвы совместно с производителями выработало план поддержки отрасли, который позволил практически безболезненно преодолеть все санкционные ограничения», – рассказали в пресс-службе столичного метро.

Что касается производства электропоездов «Москва–2020», то эксперты отметили, что сейчас внедряются новые технические решения, связанные с импортозамещением, без снижения безопасности и надежности подвижного состава. Сертификация узлов и деталей, от которых не зависит безопасность, упрощается, исключаются требования добровольной сертификации поездов. По словам специалистов, производители вагонов метро теперь будут быстрее находить новых изготовителей запчастей и развивать их производство в России.

Импортозамещение и новые льготы: как Подмосковье поддерживает бизнес в условиях санкций>>