Как школьники могут отреагировать на запрет телефонов и другие новации: мнение психологов

Как школьники могут отреагировать на запрет телефонов и другие новации: мнение психологов
Акценты

С 1 сентября во всех школах России произойдут изменения. К примеру, в начале каждой недели для учащихся будет звучать гимн и подниматься флаг с триколором. Кроме того, Минпросвещения рекомендует школьникам сдавать телефоны перед входом в школу или классом. О том, какое влияние эти и другие нововведения окажут на детей, обозреватель РИАМО узнала у психологов.

Гимн России может стать ритуалом

С 1 сентября каждая школа будет начинать уроки с поднятия российского флага и исполнения гимна РФ. Такую патриотическую процедуру планируют проводить каждый понедельник. После торжественной части, как рассказали в Министерстве просвещения, начнется информационная. На линейке расскажут о важных событиях и праздниках на грядущей неделе.

«Флаг будет выносить знаменная группа, в которую войдут ученики, отличившиеся достижениями в учебе, творчестве и спорте. Место проведения церемонии будет зависеть от погоды: в теплое время года – на уличной площадке, зимой – в актовом, спортивном зале или холле», – говорится в опубликованном стандарте Министерства просвещения РФ.

Традиция поднимать флаг и слушать гимн на торжественных школьных линейках была в советское время. Возрождение идеи поддержал лично президент России Владимир Путин.

По словам клинического психолога Евгении Мальцевой, подобной организации жизненного процесса и пространства сегодняшним школьникам не хватает.

«Все свое детство я провела в пионерских лагерях. Поднятие и опускание флага утром и вечером для меня было чем-то важным и в тоже время привычным. Одним словом – нормальным. Опять же, определенный ритуал. Октябрятская звездочка, прием в пионеры, комсомольская организация. Ничего плохого в этом не было. Было интересно, мы были заняты. Была идея», – делится психолог.

Баллы, уровень сложности и задания: что изменится в ЕГЭ в 2023 году>>

«Разговоры о важном» должны быть искренними

Также еженедельно по понедельникам для всех школьников будет проводиться час внеурочного занятия – «Разговоры о важном». Учителя буду рассказывать о ценностях российского общества и обсуждать важные события, произошедшие в мире. Также будут рассматриваться традиции и особенности российских регионов.

Темы для бесед уже определены Министерством и приурочены к важным датам: в сентябре занятия будут посвящены Дню знаний, истории России, 165-летию со дня рождения выдающегося ученого Константина Циолковского, Дню пожилого человека.

«События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед. Наверное, найдутся скептики, которые скажут, что нельзя интересно рассказать про государственные праздники или про семейные ценности. Но мы делаем всё, чтобы доказать обратное: про историю, традиции и культурное наследие нашей страны можно и нужно рассказывать увлекательно, побуждать детей самостоятельно искать исторические факты, больше читать, узнавать новое», – заявил глава Минпросвещения Сергей Кравцов.

Главное, чтобы те, кто будет беседовать с детьми, были искренними и честными в своих убеждениях, считает экзистенциальный психолог, ACT-терапевт Татьяна Калмина.

«Невозможно заставить человека любить свою Родину, но можно показать пример уважения, почитания и любви. Дети, какими бы маленькими они ни были, очень легко считывают неискренность и нечестность. Чем старше они становятся, тем больше неискренность вызывает у них отторжение и несогласие. Важно, чтобы подобные мероприятия проводились не потому, что надо и требуется, а потому, что и сами учителя – зачастую авторитеты для школьников – считают их нужными. Тогда есть шанс, что и дети поймут, что и в них это откликнется», – объясняет эксперт.

Онлайн‑покупки вместо гипермаркетов: как сэкономить на сборах ребенка к школе>>

Отбирать телефоны нужно с умом

Каждой российской школе дали право отбирать у учеников телефоны перед началом урока.

Как сообщает Министерство просвещения, данное правило носит рекомендательный характер и будет применяться школьным руководством на свое усмотрение.

«Мы рекомендуем, чтобы мобильные телефоны не отвлекали школьника на уроке, их сдавать перед входом в школу или входом в класс», — приводятся в сообщении слова Кравцова.

Психологи-эксперты единодушно считают, что без телефонов на уроках у детей больше шансов сконцентрироваться на информации.

«Что касается телефонов – я за то, чтобы их на уроках у детей не было. Гаджеты – большая родительская боль. Одна из частых тем на консультировании. Парадокс – родители сами телефоны купили, интернет оплатили, а потом не знают, как отобрать у ребенка», – говорит Евгения Мальцева.

Однако категоричный запрет проносить смартфон в учебное учреждение может вызвать и негативную реакцию. По словам Татьяны Калминой, если ребенок – особенно подросток – будет видеть учителя, увлеченного своим телефоном, это может вызвать возмущение, раздражение и осложнение отношений.

«Сюда же можно добавить и несогласных родителей, для которых наличие телефона в доступе у ребенка – это вопрос безопасности. Поэтому остается решить, как это все правильно реализовать», – размышляет психолог.

Учебные программы для первоклашек: чем они отличаются и какую лучше выбрать>>

Время на адаптацию

По мнению спикеров, всем, кого затрагивают изменения, необходимо время на адаптацию. Обычно привыкание занимает несколько месяцев (одну четверть), но иногда и больше – все зависит от индивидуальных особенностей.

«Период адаптации – это время приспособления к изменившимся условиям жизни. Такое приспособление может протекать по-разному. У кого-то оно пройдет незаметно, а кто-то может переживать сильнее. Увеличить время адаптации могут и другие факторы. К примеру, переезд, смена школы или учителя», – рассказывает психолог Мария Школина.

Евгения Мальцева указывает, что детская психика – пластичная и гибкая, поэтому к новым правилам дети зачастую привыкают быстро и легко.

Снова в школу! Справишься ли ты с детскими задачками?>>