Рейды, фотоловушки и штрафы: как в Подмосковье борются с нелегальными свалками
Новая система контроля за перевозкой и утилизацией строительного мусора заработала в Московской области летом 2021 года. С сентября 2021 года на законодательном уровне были приняты жесткие меры по борьбе с теми, кто наносит вред экологии региона. Как сейчас обстоят дела со стихийными свалками и что предпринимается для их ликвидации – в материале РИАМО.
Что такое строительный мусор и как его можно использовать
Строительные отходы – это остатки, которые образуются после строительства объектов недвижимости, разрушения старых зданий и построек, ремонта помещений. К этой категории отходов относится битый кирпич, бетон, асфальт, кровельный материал, арматура, линолеум, куски пластика, картон, штукатурка и другие материалы, бывшие в использовании. Значительная часть строительного мусора относится к пятой категории опасности и не способна сильно навредить экологии. Несмотря на это, такой мусор необходимо утилизировать на специализированных площадках.
Для этого создаются комплексы по обращению со смешанными строительными отходами – КПСО. Сейчас в Подмосковье работает 15 КПСО. Их совокупная мощность составляет 5 450 тысяч тонн в год и в полной мере обеспечивает потребности рынка. Часть отходов в результате переработки превращается в ценное сырье.
Так, бой бетона и железобетона через дробление и отсев нужен для получения щебня, которым отсыпают дороги. Рубероид с крыш используется для производства битума и битумных мастик. Металлолом принимается на переработку. Стеклянный бой сортируется и направляется на заводы по производству изделий из стекла. Отходы древесины могут дробиться в щепу и повторно использоваться в ландшафтных работах, изготовлении топливных пеллетов. Пластик, линолеум, ПВХ перерабатываются в гранулят, из которого делают крышки для люков, плитку, заборы и т.д.
«Делаем мир чище»: как устроена переработка вторсырья на Дмитровском заводе РТИ>>
Как вывозить мусор по закону
В Московской области работает система перевозки строительных отходов по ее территории. Для того, чтобы переместить строительный мусор на специализированную площадку для утилизации, возчик должен иметь лицензию на обращение с отходами и зарегистрироваться в информационной системе «Электронный талон».
На каждую поездку оформляется талон. В нем указывается начальная и конечная точки маршрута мусоровоза: откуда он отходы забрал и куда отвез. Если у компании образовалось больше 50 кубометров отходов, она оформляет талон самостоятельно. Если мусора меньше – например, при ремонте квартиры – это делает возчик.
Существует реестр легальных возчиков, обратившись к которым, можно быть уверенным, что строительные отходы поедут на спецплощадку, а не окажутся на лесной поляне или обочине дороги.
Без талона перевозить отходы нельзя. В региональном Кодексе об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение этих требований в виде штрафов. Их сумма для юридических лиц на сегодняшний день составляет от 100 до 300 тысяч рубелей, для физических - от трех до пяти тысяч рублей.
От одежды до техники: куда сдать вещи на переработку в Московском регионе>>
С заботой о природе
Ежегодно в Москве и Подмосковье образуется до 50 миллионов тонн строительных отходов. Часть из них сбрасывают нелегально, образуя стихийные свалки. Для борьбы с ними и контроля за перевозками строительного мусора регулярно проводятся совместные рейды регионального Министерства экологии и природопользования и Главного управления содержания территорий Московской области.
К началу июля 2022 года таких рейдов было проведено 29. В результате было изъято 59 единиц техники, используемой нарушителями, и предотвращен сброс более 1 000 кубических метров мусора. Для привлечения нарушителей к ответственности в соответствии с законодательством РФ в ОВД было направлено 46 материалов. Правоохранительными органами изъято 37 единиц техники.
Благодаря принимаемым мерам, в первом полугодии 2022 году количество свалок снизилось на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а количество жалоб на навалы строительного мусора уменьшилось на 67%.
Если вы увидели стихийную свалку строительного мусора или стали свидетелем его нецелевого использования – фиксируйте нарушения и отправляйте жалобы на портал Добродел: https://dobrodel.mosreg.ru/
Сколько жизней у мусора, или зачем сортировать отходы>>
Фотоловушки и видеокамеры
Для фиксации нарушений устанавливаются фотоловушки. Они размещаются в укромных местах и мгновенно отправляют сигнал о фактах сброса мусора. В отдельных случаях это позволяет предотвратить сброс. Сегодня на территории Московской области установлено и работает 122 фотоловушки. Планируется дополнительно закупить 155 приборов для установки по проблемным адресам.
Камеры видеофиксации – важный инструмент для контроля за перемещением стройотходов. Благодаря им видно, откуда и куда движется транспорт и чем он нагружен. Если в определенной локации нет легальной площадки приема отходов, а машина возвращается пустой – очевидно, что сброс мусора был нелегальным.
Еще одна мера борьбы – установка шлагбаумов на дорогах, ведущих к землям сельхозназначения, которые потенциально могут быть использованы в качестве свалок. Наряду с этим, активно создается реестр нелегальных возчиков.