«Король инструментов» снова на сцене: в Кускове открылся фестиваль органной музыки

«Король инструментов» снова на сцене: в Кускове открылся фестиваль органной музыки
Люди

В бывшей усадьбе графов Шереметевых на востоке Москвы в 12-й раз открылся летний фестиваль «Органные вечера в Кусково». До середины сентября здесь каждую среду и субботу выступают ведущие российские органисты, звезды оперной сцены и ансамбли старинной музыки. О разном отношении к органу в Европе и России и о том, уместно ли на «короле инструментов» исполнять джаз, РИАМО поговорило с инициатором и худруком фестиваля Еленой Приваловой.

– Елена, последние годы всем нам приходится нелегко. Сначала пандемия, теперь санкции и кризис во всем мире. Как музыка помогает переживать трудности?

– Мне кажется, сейчас наступило то самое время, когда нужно как можно больше играть классическую музыку, чтобы наполнять пространство прекрасным, добрым, светлым. Она раскрывает лучшие грани души и исполнителя, и слушателя, а музыка органа – тем более.

– Орган – это концертный или все же религиозный инструмент?

– Все зависит от того, в какой стране вы этот вопрос зададите. В Европе орган изначально был жестко встроен в церковный обиход. Поэтому во многих странах он по-прежнему остается частью богослужения и не воспринимается как концертный инструмент. Например, в Испании, при наличии огромного количества органов, концерты проводятся лишь в некоторых соборах. Многие думают, что если слушают орган на мессе, то зачем идти на концерт? При этом в Европе уникальные органы есть в каждой стране.

– Но ведь в России католичество и протестантизм отнюдь не главные религии.

– У нас сложилось совершенно особое отношение к органной музыке. После революции орган отделился от церковной жизни и, благодаря основоположнику Московской органной школы Александру Федоровичу Гедике, стал концертным инструментом. Кстати, произведения Гедике я исполнила на открытии нынешнего фестиваля. Сейчас в России очень активное органное движение. Строятся новые инструменты, устанавливаются электронные органы в католических церквях, проводится огромное количество концертов по всей России.

«Могли заработать 200 долларов в день» — уличные музыканты о своей жизни>>

– Орган представляется обывателю чем-то возвышенным, сакральным, порой, архаичным. А если посмотреть на афиши фестиваля, выясняется, что на нем иногда исполняют и джаз, и голливудские саундтреки. Вы намеренно стараетесь сделать орган ближе к народу?

– «Органные вечера в Кусково» – это масштабный форум органной музыки. Хочется показать все грани и богатство возможностей инструмента, что на нем можно играть и Баха, и Оффенбаха (смеется). Органный репертуар огромен. Многие органисты популяризируют инструмент через доступную каждому слушателю музыку, привлекая далеких от классики людей. Конечно, эти концерты легче продаются, это всегда аншлаги и овации. Саксофон, арфа и орган – само по себе интересное сочетание инструментов. Что уж говорить о джазе или музыке кино. Однако я этим не злоупотребляю, и основная часть фестиваля – все же академические произведения, созданные специально для органа.

– Органная музыка – это в первую очередь Бах. Для вас немецкий композитор – тоже особенная фигура?

– Да, Бах – символ органной музыки. Говоря о нем, у большинства сразу вспыхивают в памяти первые ноты Токкаты ре минор. Это важнейший композитор в моей исполнительской практике, и сейчас я реализую проект – все органные сочинения Баха. До пандемии сыграла в Риге шесть концертов и, по идее, в этом году уже должна была завершать цикл. Однако вынужденный перерыв в 2020-м не был напрасным, я записала свой дебютный диск со всеми токкатами Баха на органе рижского Домского собора. Сейчас думаю, стоит ли повторять первые концерты или просто продолжить. Мне бы очень хотелось и в Москве сыграть все органные сочинения Баха на значимых органах нашей столицы.

– Пишут ли музыку для органа современные композиторы?

– Раньше к современной музыке я относилась довольно скептически, но в прошлом году для нас с альтисткой Дарьей Филиппенко пианист Никита Мндоянц написал прекрасную миниатюру. В этом году композитор Георг Пелецис написал для меня пассакалию и пьесу для виолончели и органа, и я очень жду обещанное произведение от Алексея Сюмака. Поэтому постепенно, наряду с Бахом и Мендельсоном, буду исполнять композиции современных мне авторов.

Шансон или хард‑рок: какая ты музыка?>>

Кажется, слушателям нравится звук органа независимо от исполнителя, и обычный ценитель вряд ли назовет хотя бы несколько имен органистов. Почему так сложилось?

– Иногда я смеюсь, говоря, что орган – самозвучащий инструмент. Даже на концерте не всегда разглядишь органиста. Например, в Большом зале Московской консерватории так поставлена кафедра органа, что видны лишь головы ассистентов музыканта (улыбается). В соборах слушатели видят только проспект инструмента, и зачастую органист даже не спускается к публике на поклон. В последнее время ситуация стала меняться благодаря установке экранов и прямым трансляциям, и теперь слушатели могут видеть игру органиста и быть как будто немного ближе к нему. Может быть, за счет этого многие талантливые органисты получат узнаваемость и популярность.

– Что фестиваль в этом году подготовил для слушателей?

– Мы представим много новых имен – пожалуй, такого количества органистов-новичков фестиваля у нас еще не было. С каждым годом музыкантов все больше. Конечно, в этом огромная заслуга Московской и Санкт-Петербургской консерваторий. А ведь есть еще Казань, Новосибирск, Нижний Новгород! Наверняка и там появляются выдающиеся музыканты, которых следовало бы приглашать. Но тут встает еще и вопрос финансовый: так как фестиваль существует на полной самоокупаемости, мне трудно сделать афишу целиком из приглашенных гостей. Тем не менее, в этом году в Кускове впервые выступят Тарас Багинец из Екатеринбурга, Мария Блажевич из Томска, Марина Вайзя и Сергей Силаевский из Санкт-Петербурга, Евгения Кривицкая, Екатерина Спиркина и Юлия Лотова из Москвы.

«Изучение рисунков похоже на чтение детектива»: арт‑терапевт — о лечении творчеством>>

– Много ли будет сольных концертов?

– Раньше я боялась включать в программу сольные органные концерты. В Кускове стоит электронный орган, и мне казалось, что публика сюда, скорее, придет на ансамблевые выступления. Но опыт последних лет убедил меня в том, что фестивалю доверяют, знают, что в любом случае это будет высокое качество исполнения, и приезжают слушать органные сольники. Я вижу, что органная музыка вызывает большой интерес. Мне кажется, что это одно из главных достижений «Органных вечеров в Кусково».

– Наверняка слушатели ждут и ваших выступлений.

– В этом году я не так часто появляюсь на сцене, как бывает обычно. Из 24-х концертов фестивальной афиши я выступаю в четырех. Кроме уже упомянутого открытия фестиваля, 10 августа сыграю в дуэте с замечательной флейтисткой Еленой Ивановой-Летягиной. Мы выступаем с ней вместе уже 6 лет, но на фестивале это случится впервые. А 13 и 17 августа сыграю Баха с Александром Князевым. Его имя в особом представлении не нуждается, музыкант он очень известный, и на нынешнем фестивале снова выступит в обеих своих ипостасях – и как виолончелист, и как органист. Нас с ним объединяет огромная любовь к творчеству Иоганна Себастьяна Баха, на органе он играет только его. И вдохновляет меня на разные интересные музыкальные эксперименты. Для меня опыт игры с Александром очень значим и важен, жду этих концертов с нетерпением.

С программой фестиваля можно познакомиться на сайте фестиваля «Органные вечера в Кусково»

Топ‑10 летних фестивалей 2022 года в Подмосковье, которые нельзя пропустить>>