Новый уровень безопасности создадут в московском метро к 2020 г — Муратов

Новый уровень безопасности создадут в московском метро к 2020 г — Муратов
Люди
Дмитрий Рухлецкий

Фото - © Дмитрий Рухлецкий

С начала 2015 года в Московском метрополитене заработали зоны досмотра, с рамками-детекторами на входе в вестибюль, лентами для проверки багажа, видеокамерами. Система безопасности в столичной подземке будет усиливаться и станет более «умной». В планах - создание комплексной системы видеонаблюдения и контроля, которая будет внедряться до 2020 года.

О том, как новая интеллектуальная система поможет предотвратить незаконное проникновение на объекты подземки и травмирование пассажиров, как будут работать бригады быстрого реагирования и новые цифровые камеры, в интервью РИАМО рассказал заместитель начальника метрополитена - начальник Службы безопасности Владимир Муратов.

- Владимир Петрович, недавно вы заявили, что досмотровые зоны оборудованы в 294 вестибюлях из 307-ми. Расскажите поподробнее, как эта система работает?

- Нужно понимать, что на сегодняшний день практически все входы в метрополитен «закрыты» так или иначе в плане транспортной безопасности. Где-то они видимые, где-то нет. Но везде присутствуют наши сотрудники. Рамка – это не панацея. Есть ручные металлоискатели, собаки, которых мы привлекаем вместе с полицейскими. На всех входах в метро применяется так называемый профайлинг: для этого стоят опытные люди, смотрят за входящими, и, если человек вызывает подозрения, его досматривают. Не вызывает – не досматривают. Более 80% пассажиров – это жители Москвы, и у нас к ним претензий нет. Вообще мы хотим создать фильм, показать, что ожидает на Московском метрополитене того, кто не выполняет требования, и того, кто выполняет. Кто выполняет - у тех никаких проблем не будет. Для чего создан метрополитен –для удобства, для быстроты передвижения.

- Все ли комплексы безопасности уже функционируют? Создается впечатление, что на некоторых станциях они еще не работают...

- На данный момент функционируют 274 досмотровых зоны в вестибюлях станций, а 20 зон находятся в монтажных и пуско-наладочных работах.

- При этом между рамками-металлоискателями можно беспрепятственно пройти. Почему?

- Рамки установлены так специально, чтобы люди, имеющие противопоказания и справки от врачей, например, люди с кардиостимуляторами, могли их обойти.

Более тысячи человек возьмут на работу в метро на досмотровых зонах>>

- Каким образом видеокамеры могут помочь ловить преступников?

- Камера никакого преступника сама не найдет. Только специальное программное обеспечение по заданным параметрам определяет человека, который по поведению так или иначе отличается от усредненного поведения пассажиров метро. К тому же метрополитен - не участник оперативно-розыскной деятельности. Но при необходимости правоохранительные органы могут воспользоваться нашей системой для решения своих задач.

Например, если правоохранительные органы дают информацию, что надо найти человека, у которого что-то лежит, допустим, в кармане, то мы на входах настраиваем рамки металлодетекторов таким образом, что выбираем зону, где приблизительно может располагаться карман. Рамки устроены так, что могут искать по отдельным зонам, чем меньше зон задано для анализа, тем выше эффективность.

- Что будет следующим этапом развития системы безопасности?

- Нужно иметь в виду еще депо, их пока 17, но будет больше, там проводятся аналогичные работы. Все, кто работает в депо, будут досматриваться, а также все машины. Мы сделаем заборы более непреодолимыми. Потому что из депо в метро идет поезд, и этот поезд мы должны защитить.

- Но если все же кто-то проникает в метро – а мы помним несколько таких случаев за последнее время, - что будет предприниматься для того, чтобы как можно скорее выявить нарушителя?

- Люди могут несанкционированно попасть в метро двумя путями – через вентиляционную шахту или через платформу, просто спрыгнув с нее. Если случаи проникновения через вентшахты довольно редки, то те, кто прыгает с платформ, периодически нас беспокоят. По правилам безопасности сразу преследовать человека мы не можем, потому что там электрический ток. Такие преследования могут закончиться печально.

Тем не менее, мы совершенствуем технические средства, ставим в тоннелях объемные датчики, преодолеть которые практически невозможно. Будет более современная техника, которая на злоумышленника отреагирует, а камера, которая будет на входе, зафиксирует, что зашел такой-то человек. Таким образом, мы отследим, куда он пошел, где прячется. Это будет сделано уже в 2015 году, сейчас проводятся «пилоты». Но полностью исключить возможность проникновения в метрополитен - это ни теоретически, ни практически невозможно. Наша главная задача – зафиксировать то, что произошло, и принять меры к задержанию.

- Если человек задержан за несанкционированное проникновение в метрополитен – что ему грозит?

- Раньше это классифицировалось как административное нарушение и преследовалось как нарушение правил пользования метрополитеном, штраф составлял от 100 до 500 рублей. Но на сегодняшний день, в соответствии с поправками в федеральный закон о транспортной безопасности, вышло постановление правительства РФ, которое значительно ужесточило наказание для лиц, которые самовольно проникают на транспортные объекты. Теперь на первый раз штраф - до 5 тысяч, второй раз – до 30 тысяч или арест до 10 суток.

Читайте, зачем молодежь незаконно проникает в московское метро>>

- Планировалось, что в системе безопасности в метро будет работать 19 тысяч человек. Зачем так много людей, если будет поставлено много автоматики?

- Мы сильно увеличивать штат не собираемся. В идеале мы озвучили 19 тысяч человек. Но этого никто делать не будет. Как выход – есть группы быстрого реагирования, которые будут работать на несколько станций, реагировать на сигналы техники. Допустим, если требуется задержать кого-то, тогда группа будет выходить.

- Такие группы уже созданы?

- Такая группа уже есть. Они реагируют и на сигнализацию, и на вскрытие вентшахт.

- Где будут дежурить эти бригады?

- Они находятся в придосмотровых зонах, их силы рассчитаны на несколько станций. И мы будем маневрировать. Есть станции, где ничего особо не происходит. Есть станции, на которые мы обращали и будем обращать внимание – это вокзалы, ТПУ, автовокзалы. «Выхино», например, где трафик - 170 тысяч человек в сутки. Днем бригады перемещаются на метро, ночью – на машинах.

Кроме того, мы создаем специальные «летучие» группы сотрудников транспортной безопасности. Это люди, которые дежурят на наиболее загруженных станциях, на платформах. По мере надобности, мы также переправляем их на те станции, где наибольшая нагрузка.

- Что-то изменится с точки зрения безопасности пассажиров на платформах?

- Видеоаналитика уйдет от входов на эскалаторы, с эскалатора – на платформу, с платформы – еще дальше. И везде будут применяться технические средства. На станции «Новокосино» мы опробируем пилот, предназначенный для предотвращения суицидов. Если человек вдруг каким-то образом упал на рельсы – по неосторожности или намеренно, то техника, специальные датчики, которые мы внедрим, будут давать машинисту сигнал, и поезд начнет снижать скорость. Но это будет чуть позже.

- Что изменится в поездах? В них уже есть камеры, однако не везде.

- В вагоне будут камеры «рыбий глаз». Мы должны понять, что произошло в вагоне. В случае задымления, например, такие камеры позволят операторам наиболее эффективно отреагировать, решить, кого туда послать, нужны ли пожарники, инженеры или электрики. Сегодня там, где камер нет, все это происходит вслепую или исходя из того, что сообщают очевидцы. А потом будет картинка, и ситуационный центр будет все точно видеть. Если толпа образовалась на входе, то мы с помощью камер сразу делаем вывод: то ли кассиров мало, то ли что-то произошло, и сразу будем адекватно реагировать.

В целом, те камеры, которые сейчас находятся в метро, аналоговые, и они подлежат замене. Новые цифровые камеры – многофункциональные, они будут решать блок не только технологических задач, но и безопасности. Для транспортной безопасности вся платформа должна быть видна. Чтобы было меньше «темных» мест, не охваченных камерой.

Противопожарные учения прошли в московском метро. ФОТО>>

- Когда новые камеры появятся в метро?

- Камеры – уже в этом году.

- И заключительный вопрос. В некоторых метрополитенах России и мира на платформах установлены специальные заградительные экраны, которые предотвращают падение людей на рельсы. Возможна ли установка таких экранов в Московском метрополитене?

- Эти экраны применяются эффективно на тех метрополитенах, где малый пассажиропоток. Московский метрополитен перевозит около 9 миллионов пассажиров в день, и все эти экраны будут создавать толпу, а для метрополитена это неприемлемо. Мы теряем секунды, это приведет к тому, что платформы будут переполняться. Или надо будет ограничить вход на станцию - тогда образуются толпы на входе. Такое решение для столичной подземки невозможно.

Иванна Боровец