Пущинская обсерватория: как «разговаривает» космос и рождаются звезды

Владимир Самодуров, Пущинское ИА

Фото - © Владимир Самодуров, Пущинское ИА

Материал подготовлен Пущинским ИА>>

«Когда ребенок рождается, он кричит. Так и звезды - они это делают в радиодиапазоне. Мы более 30 лет принимаем такие младенческие рулады», – говорит старший научный сотрудник Пущинской радиоастрономической обсерватории, кандидат физико-математических наук Владимир Самодуров. Корреспондент Пущинского информагентства узнал, чем занимаются астрономы, какие тайны хранит обсерватория, и для чего нужен телескоп «Радиоастрон», над которым более 10 лет трудились ученые.

Космос разговаривает с тобой!

Научные исследования в Пущине начались с радиотелескопа. В 1956 году научными первопроходцами Пущина стали работники радиоастрономической станции Физического института, ныне Пущинская радиоастрономическая обсерватория Астрокосмического центра Физического института им. П. Н. Лебедева Академии наук (ПРАО АКЦ ФИАН). Только через несколько лет здесь решено было создать центр биологических наук.

На ФИАНе - так пущинцы называют астрономическую обсерваторию - интересно и необычно все: и огромная лесная территория, и прямые заасфальтированные дороги среди полей, и, конечно, сами радиотелескопы – от первого, старейшего в стране, РТ-22 (его главное зеркало имеет диаметр 22 метра, он был создан еще в конце 50-х годов прошлого века), до огромной сетки, занимающей целых 8 гектаров! Это тоже радиотелескоп - большая сканирующая антенна (БСА), размер – 200 на 400 метров, состоит он из 16 384 телескопов. Антенная решетка БСА – включена в правительственную программу «Космическая погода».

«Речь идет о неких прогнозах событий, когда на землю выпадает много частиц очень высокой энергии, распространяющихся от Солнца. Случается это после вспышек на Солнце, активных процессов, которые там происходят. Ударная волна возмущает магнитосферу Земли, появляются помехи и срывы в радиосвязи», - объясняет директор Пущинской обсерватории Рустам Дагкесаманский.

«Люди, чувствительные к таким явлениям, тоже испытывают некий дискомфорт. Это куда важнее. Я уж не говорю о космонавтах, для которых подобное может быть чревато. И предупредить их даже за несколько часов, а то и за день-два до того, как это произойдет, думаю, важно», - отмечает он. Работа антенны позволяет более точно прогнозировать такие события. Эта возможность была обнаружена именно в Пущинской обсерватории.

БСА круглосуточно наблюдает за значительной частью радионеба - в таком режиме не может работать ни один другой радиотелескоп в мире.

Музей космоса в Королеве: кресло Терешковой и «космическая» гитара>>

Телескоп из металлолома

У радиотелескопа РТ-22 своя интересная история.

«В 1950-е годы по инициативе генерального секретаря Никиты Хрущева в СССР производилось разоружение войск, в связи с чем почти новые корабли отправлялись на металлолом. Академия наук с удовольствием покупала дешевые «стройматериалы» для своих нужд. Именно в это время и был построен РТ-22», - рассказывает старший научный сотрудник Пущинской обсерватории Владимир Самодуров. Так, в конструкции телескопа можно увидеть часть линкора – орудийный лафет большого корабельного орудия калибра 30-40 см. Параболическое зеркало телескопа – это заказ, выполненный авиазаводом. Таким образом, нижняя часть первого в мире радиотелескопа, способного работать в миллиметровом диапазоне волн, взята у моряков, а верхняя – у авиаторов.

Также на территории обсерватории размещена километровая антенна. Идешь вдоль этого телескопа, и странное чувство охватывает: ветер гудит в ее проводах и тросах, а кажется – космос разговаривает с тобой! Это ДКР-1000 — диапазонный 1000-метровый крестообразный радиотелескоп меридианного типа. Он был построен в 1968 году. Предназначен для решения множества научных задач по изучению Солнца, солнечной короны, а также нейтронных звезд – пульсаров и квазаров. Кстати, гудение 37 антенн телескопа гораздо сильнее слышно зимой.

«Звук настолько выразительный, что Сергей Бондарчук специально приезжал записывать его для киноэпопеи «Война и мир», - добавляет старший научный сотрудник.

День космонавтики: архивные фото из Звездного городка>>

Вселенная с высокой точностью

В июле 2011 года состоялся вывод на орбиту Земли комплекса «Радиоастрон» – телескопа, который позволяет увидеть Вселенную с уникальной точностью. Пущино для «Радиоастрона» если не дом родной, то уж точно постоянное место жительства. В 2003 году в город привезли этот 10-метровый аппарат – будущее не только российских, но и мировых космических исследований.

«На территории обсерватории была построена испытательная станция – полигон для испытания космических телескопов. И 10-метровый радиотелескоп, который сейчас уже в космосе, проходил испытания именно на этой станции», – рассказывает директор.

Здесь проводилась настройка, специалисты изучали возможности наземно-космического интерферометра – аппарата в тандеме с наземными телескопами. Особенность «Радиоастрона» заключается в совместной работе двух и более антенн. Сведения с главного узла сети радиотелескопов – борта космического аппарата - принимает пущинская наземная станция слежения на РТ-22, что позволяет получить уникальные данные, как говорят астрофизики – информацию экстра-класса.

«Уникальность состоит в том, что такой инструмент будет обеспечивать угловое разрешение, то есть детальность структуры того или иного объекта, в тысячи, в десятки тысяч раз превосходящую детальность оптических изображений космических объектов, которые получаются даже с известным космическим оптическим телескопом Хаббл», –объясняет директор обсерватории.

Значение «Радиоастрона» трудно переоценить. Небольшой по космическим меркам объект позволит ученым сделать огромный шаг вперед. «Это исследования областей звездообразования, где возникают планеты. Как раз космический интерферометр высокого разрешения может нам подсказать, где, в какие моменты зарождаются планеты, планетные системы звезд», – поясняет заведующий отделом наземно-космической радиоинтерферометрии ПРАО АКЦ ФИАН Анатолий Коваленко.

Сейчас идет расшифровка данных с «Радиоастрона», материалы готовятся к печати.

«Побит рекорд яркости объектов. До сих пор столь высокую яркость, а значит, и большие потоки излучения, установить было невозможно. То есть мощные потоки регистрировались и раньше. А вот сказать что-то о размерах объектов было сложно. Теперь можно сделать вывод, что очень яркое радиоизлучение исходит от объектов очень малых размеров. Это очень ценное наблюдение для фундаментальной физики», - отмечает Дагкесаманский.

Радиотелескопы, которые находятся в Пущинской обсерватории, включены в Перечень уникальных научно-исследовательских и экспериментальных установок РАН.

Музей завода «Исток» во Фрязине: первый советский телевизор и магнитофон ФОТО>>

Время загадывать желания

С 2009 года в Пущинской радиоастрономической обсерватории дважды в год проводятся Дни открытых дверей - в апреле, в честь Дня космонавтики, и в августе (день, в который наблюдается максимум метеорного потока «Персеиды»). Интересно, сколько желаний загадывается в эту летнюю ночь? А сколько из этих желаний сбывается? С каждым годом они становятся все более популярными. Весной обсерваторию посещают 200-300 человек в день, летом – 500 и более.

У входа в главное здание обсерватории висят две мемориальные доски. Одна из них посвящена выдающемуся человеку, первому радиоастроному в мире Гроту Реберу. Он не был профессиональным астрономом, простым инженером.

«Он был любителем астрономии и на протяжении практически 10 лет был единственным человеком в мире, который самостоятельно создавал телескоп – конструировал и собирал его на участке около своего дома, изготавливал приемники для этого телескопа и проводил научные астрономические наблюдения», - рассказал Рустам Дагкесаманский.

На второй мемориальной доске изображен основатель Пущинской обсерватории Виктор Витольдович Виткевич, пионер радиоастрономии. «Это был выдающийся ученый, в регистре которого, по крайней мере, два всемирно известных открытия – сверхкороны солнца и радиальной структуры магнитных полей в сверхкороне солнца. Кроме того, это был выдающийся организатор, руководитель, который создал нашу экспериментальную базу в Пущине, одну из лучших не только в стране, но и мире», - рассказывает директор ПРАО.

Из 45 нынешних научных сотрудников ПРАО - 12 докторов и 20 кандидатов наук.

Музей Кропоткина в Дмитрове: дом ученого и философа>>