Беженцы Донбасса в Москве: о жизни «с нуля» и щедрости москвичей
Всемирный День беженцев и вынужденных переселенцев отмечается 20 июня. Два года назад на карте мира появилась еще одна «горячая точка» — Донбасс. В считанные дни область на востоке Украины превратилась из крупного промышленного и культурного региона в эпицентр вооруженного конфликта. Многие из беженцев, спасаясь от войны, осели в Москве. Как встретила их столица, и что значит начинать жизнь заново, переселенцы рассказали РИАМО.
Смогли бы вы сдать тест по истории России для мигрантов?>>
Полина Олифирова, художник
О фарфоре и разбитых мечтах
Полина — известный в Донецке мастер по росписи фарфора и керамики. Ее работы есть даже в коллекции итальянской певицы Ингрид. Мастер-классы, заказы, творческие планы — мир рассыпался на осколки в один миг, словно изящная чашка, упавшая на кафельный пол.
«В конце мая 2014 мы с дочкой впервые приехали в Москву. Муж был столице в длительной командировке, и мы решили прилететь к нему на три дня. Обратный билет на самолет в Донецк у нас был на 27 мая, а 26-го начались бои в аэропорту, и стало ясно, что домой мы не летим. С собой был лишь чемодан с летними вещами».
Дактилоскопию могут сделать обязательной процедурой для иностранцев, живущих в РФ>>
Очень сложно далось осознание, что все это происходит на самом деле. Шоковое состояние длилось не день и не неделю, а несколько месяцев.
О помощи из соцсетей
В квартире, которую сняла семья Полины, не было элементарных вещей. В первую ночь они почувствовали себя настоящими беженцами: на кровати отсутствовало постельное белье и подушки. Помощь пришла неожиданно — из социальных сетей. Всем необходимым на первое время Полину снабдили люди, которых она видела впервые в жизни. С двумя девушками, которые первыми откликнулись на ее просьбу о помощи, завязалась крепкая дружба.
«Особенно меня тронул один случай. Я уже много лет консультирую молодых мам по вопросам грудного вскармливания. Через пару дней после переезда я познакомилась во дворе с девушкой, которая тоже приехала из Донецка с ребенком, когда начались боевые действия. Выяснилось, что ее сестра недавно родила малыша и никак не может наладить грудное вскармливание. Я предложила свою помощь. Пока я беседовала с молодой мамой на улице, дончанка вынесла мне из дома новенькую кастрюлю: „Это тебе от нашей мамы“. Было очень приятно и трогательно. Оплату кастрюлями я раньше никогда не брала, но в той ситуации это была невероятно ценная для меня вещь».
Московский гид: про туристов-авантюристов, безопасную экзотику и барахолки>>
Об арт-терапии и новых шансах
В Москве дочка Полины пошла в первый класс, а сама Полина решила вновь стать студенткой. Москва дала шанс воплотить в жизнь давнюю мечту: получить специальность в области психологии и арт-терапии.
«Два года я проводила мастер-классы по росписи фарфора и видела, какой неожиданный положительный эффект могут давать коллективные занятия творчеством. Давно хотела понять механизм действия творчества на психику человека и осознанно использовать арт-терапевтические методики в своей практике».
Сбежав от войны, девушка стремится насытить свою жизнь яркими красками. При любой возможности посещает с дочерью музеи, выставки, театры и даже снимается в кино. Уже в этом году Полину можно будет увидеть в «Анне Карениной» Карена Шахназарова, где она задействована как актриса массовых сцен в эпизодах на балу, ипподроме и театре.
Иностранцы о москвичах: «Хорошие люди, которых можно возненавидеть»>>
Надежда Дудник, режиссер
О бомбежках и Матронушке
Школа искусств и театр эстрады «Аленушка» были для Надежды вторым домом. Сценарии, постановки, премьеры — все это вмиг потеряло смысл после первого серьезного обстрела Донецка. Именно тогда, в мае 2014 у сына, услышавшего оглушительные «бахи» и увидевшего танки на улицах, начался нервный тик. Надежда приняла решение стремительно: не дожидаясь выпускного в начальной школе, отправилась с перепуганным мальчиком к родным в сердце России. Успела сесть на поезд до бомбежки и разрушения вокзала.
«Сначала мы остановились у двоюродной сестры на Преображенке, а потом на все лето перебрались на дачу к крестной. Я наивно надеялась, что война закончится так же неожиданно, как и началась, но вскоре стало ясно, что беда поселилась в нашем доме надолго. В Москве мы часто ходили в храм к Матроне».
Как-то на вопрос прихожанки, что ребенок будет просить у Святой, велосипед или компьютер, 9-летний сын Даня ответил: „Мира у нас на Донбассе“. И это недетское желание в устах ребенка растрогало всех до слез.
О творчестве и выживании
«Первые месяцы были самыми трудными. Мы жили в Климовске, временное убежище оформляли в Москве, а на подработку я моталась в Подольск. Именно там я нашла две вакансии по специальности — в театральных студиях. Они были расположены близко друг от друга и, закончив заниматься с детками в одной студии, перебегала в другую. К сожалению, на 10 тысяч рублей, что я зарабатывала, было невозможно прожить с ребенком. А еще приближался сентябрь — Дане предстояло пойти в пятый класс. Мы решили перебираться в столицу».
Надежда сняла комнату в хрущевке на «Авиамоторной», нашла школу поблизости и секцию хоккея для сына. А затем вытащила из папки свой четвертый диплом — об экономическом образовании и принялась штурмовать вакансии. Совмещать работу в Москве и Подольске было невероятно сложно, и вскоре о творчестве пришлось забыть.
Проблема мигрантов в Москве опустилась с 1-го на 6–7 место>>
О московской щедрости
«Я полюбила Москву за ее щедрость: нам помогало очень много людей и продолжают помогать до сих пор. Москва всегда отвечает стремлениям человека. Причем, чем искренней и неистовей ты вкладываешь свои силы, тем мощнее отдача».
Главное — не лениться, не бояться, и не жалеть себя.
Сегодня Надежда — менеджер по продажам в одном из элитных мебельных салонов Москвы. Жесткий 11-часовой график работы и редкие выходные расстраивают сынишку, но иначе пока нельзя. Мама — единственный добытчик в их маленькой семье. В нынешнюю профессию, далекую от театрального прошлого, она смогла привнести творческие нотки.
«Я просто отношусь к людям с душой. Ведь именно душевности не хватает в стремительном, деловом ритме современной жизни. Люди спешат работать и жить. А я помогаю им выдохнуть и понять, что стандартная покупка дивана — важный шаг в жизни. Ведь они выбирают, прежде всего, свой островок комфорта, уюта и безопасности».
Иностранцы о московском метро: про Wi-Fi, мигрантов и советский дух>>
Анна Пискова, помощник руководителя
Об осколках и новой жизни
Боевые действия были в разгаре, но Анна все не могла решиться уехать. Держала любимая работа, боль за родных и уютное гнездышко в Горловке, где они вместе с любимым недавно закончили делать ремонт. В тот день ребят неожиданно пригласили в гости друзья, и они задержались. По возвращении их ждал развороченный взрывом балкон и густо усеянная осколками стекол квартира. Очищая диван от засевших в обивке стеклянных игл, Анна старалась не думать о том, что было бы, если б в момент взрыва они спали на нем!
Их практически заставили уехать родители. Ребята собрали самое необходимое и рано утром отправились на машине в Москву. Туда же несколькими месяцами ранее вывез жену и дочь старший брат Анны.
Губенко предложил ужесточить контроль за притоком мигрантов-беженцев в РФ>>
Помню, как ревела у него на плече. Было так страшно начинать жизнь заново, абсолютно с нуля.
«Брат обнял и тихо сказал: «Не бойся, мир поможет тебе. Он всегда помогает тем, кто открыт сердцем».
О дерзости и мечтах
Уже полтора года Анна живет в Москве. Работает помощником руководителя в частной фирме.
«Самым острым впечатлением в первые дни после приезда было ощущение жизни. После истерзанной Горловки, где жизнь затаилась, а люди привыкли думать тихо и осторожно, Москва поразила меня своей ненасытностью. Бурная и стремительная, она полна дерзости. И это так здорово — чувствовать себя живой, спешить вместе с толпой, замирать от восторга, любуясь закатом в „Царицыно“. Мечтать, медитируя на залитые неоном башни „Москвы-Сити“. И верить, что все будет хорошо!»
Россияне назвали главными врагами страны США, Украину и Турцию>>