Шесть фронтовых историй от ветеранов из Подмосковья

Шесть фронтовых историй от ветеранов из Подмосковья
Люди
Ирина Зубарева

Фото - © Ирина Зубарева

Великая Отечественная война — страшная веха в истории нашей страны. Потомки фронтовиков должны знать о тех событиях и хранить память о подвиге советского народа. С каждым годом становится все меньше тех, кто с оружием в руках встал на защиту отечества в 1941-1945 годах. Накануне 9 мая ветераны из разных городов Московской области рассказали РИАМО о том, что им пришлось пережить во время войны, как они сражались с фашистами и отстояли Родину.

Москва в 1941 и 2016: столица в годы войны и сейчас>>

Подвиги молодой медсестры

Марту Владимировну Позднякову поздравляет губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, 2013 год. Фото: Елена Каравашкина

Марта Владимировна Позднякова, Шаховская:

Когда началась Великая Отечественная война, Марта Позднякова училась в школе. Она прошла ускоренные курсы медсестер и написала заявление с просьбой послать ее на фронт. Марту отправили в Чебоксарское военное училище, через несколько месяцев она оказалась под Витебском, в пехотном полку 11-й Гвардейской армии. В 1943 году Марта Владимировна была санинструктором роты, выносила раненых с передовой.

«Страшная была эта война, сколько людей погибло! Сколько мы, молодые девчонки, видели боли, крови, горя. Очень тяжело было. Порой уже и руки не слушались, тогда зубами вцеплялись в плащ-палатку и так сами себе помогали тащить бойца. От этого очень рано потеряла зубы. Сейчас вспоминаю и думаю: какая же я раньше сильная была. Однажды с поля боя одного молодого лейтенанта на руках два километра до санчасти несла. Его, бедного, в грудь ранило. А силы, наверное, от страха брались. От страха, что не сумеешь помочь вовремя. Лейтенанта того я успела спасти. Его потом на самолете в госпиталь отправили».

Во время боя на территории Германии Марта подала пример бойцам. Часть попала в окружение, и красноармейцы бросились бежать, но призыв девушки не бросать раненых и не отступать заставил солдат собраться с духом и отбросить врага назад. За мужество, проявленное в этом сражении, Марта была награждена медалью «За отвагу».

Полк прошел всю Белоруссию, Литву и Восточную Пруссию, там Марта Владимировна встретила Великую Победу. После войны она заведовала сельским детским садом, вырастила трех детей, у нее много внуков и правнуков. В 2013 году она ездила в Москву, чтобы принять участие в параде на Красной площади. Недавно ей исполнилось 90 лет, и День Победы до сих пор остается для нее самым лучшим праздником.

Дети Подмосковья: про День Победы, Бэтмена и настоящих героев>>

Блокада Ленинграда и линия Маннергейма

Георгий Федорович Гельвич. Фото: из личного архива

Георгий Федорович Гельвич, Можайск:

Окончив пять классов школы, Георгий пошел работать, так как нужно было кормить семью — его отец был немцем, с 1937 по 1943 год сидел в лагерях, где и умер. Юноша устроился на Бежецкий паровозостроительный завод, который с началом войны эвакуировали в Красноярск. Станки стояли прямо в поле, работали день и ночь, выпуская снаряды для фронта. В эвакуации Георгий получил профессию шофера. Осенью 1942 года его призвали в действующую армию.

«В январе 1943 года нас переправили в Ленинград, под Пулково, где шли жаркие бои. Я возил боеприпасы, часто приходилось бывать на передовой. Фашисты стояли на берегу Финского залива, линия фронта проходила через Пушкино. Весной, когда снег растаял, я видел страшную картину: возле кладбища глубокие воронки, доверху забитые мертвыми телами. Хоронить их было некому.

Зимой 1943 года меня командировали возить грузы и людей по льду Ладожского озера. По примеру товарищей я снял двери в своей машине. Это спасло мне жизнь: однажды я вместе с автомобилем провалился в полынью, но сразу выпрыгнул из кабины. Меня спасли, а потом и машину вытащили.

Войска Ленинградского и Волховского фронтов 22 июля 1943 года начали Мгинскую операцию. Для наших солдат она стала настоящим адом. Враг превратил Синявинские высоты в мощный укрепленный район. Я возил туда боеприпасы и своими глазами видел великий подвиг наших советских солдат, стремящихся прорвать блокаду.

Бой за больницу имени Фореля я запомнил навсегда. Мне приказали сделать в башенке наблюдательный пункт. Несмотря на ураганный огонь, я поднялся наверх, но вдруг меня смело взрывной волной. Очнувшись, я обнаружил, что погребен под завалами и серьезно ранен в плечо и правую руку. Только на вторые сутки меня откопали наши бойцы. 20 ноября 1943 года я считаю своим вторым днем рождения.

До марта 1944 года я находился на лечении в эвакогоспитале. Потом меня зачислили в 23-ю ударную армию, защищавшую северные подступы к Карельскому перешейку. Так я попал на известную по 1939-1940 годам линию Маннергейма. Помимо немецких войск против нас были шесть финских дивизий. Демобилизовали меня только в середине ноября 1945 года».

После войны Георгий Федорович работал водителем в «Транссельхозтехнике» родного Брасово, затем на Старооскольском железорудном карьере. В 1947 году женился на Зинаиде Павловне, с которой прожил в любви и согласии более 65 лет. Ветеран, которому сейчас 92 года, награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Славы III степени, юбилейными и трудовыми наградами. В настоящее время отправлен запрос в Министерство социального развития Московской области о признании Гельвича ветераном-блокадником.

Все ветераны, нуждающиеся в жилье, получили новые квартиры в Подмосковье>>

Женщина-врач на фронте

Александра Григорьевна Прищенко. Фото: Оксана Лапшина

Александра Григорьевна Прищенко, Рошаль:

Александра Прищенко родилась в Харьковской области на Украине. Детство было тяжелое, голодное. В 1929 году семья перебралась на Донбасс. После семи классов отличница Александра пошла в Константиновскую фельдшерскую школу, которую окончила с красным дипломом. Набор в медвуз Донецка был окончен, и девушка уехала учиться в институт Сталинабада (ныне Душанбе, Таджикистан).

«Время было экзаменационное. Мы, студентки-первокурсницы, готовились к летней сессии. Столб с радиотранслятором был как раз у наших окон. Вдруг вижу: взволнованные люди стали подбегать к нему. У меня сразу возникло нехорошее предчувствие. И тут раздались слова, которые многие годы преследовали меня: „Война!“ Затем мы ежедневно стали слушать сводки с фронта, с грустью отмечали города, по которым прошелся враг. Больше всех я переживала за мать с отцом, когда бомбили Донбасс».

Нагрузка на студентов-медиков в военное время была колоссальная — после занятий они помогали раненым. В 1944 году весь выпуск распределили на фронт, а отличницу Александру оставили работать в городской больнице. Чуть позже она начала свой военный путь на 2-м Белорусском фронте в качестве врача. Провела четыре месяца на передовой. После ранения Александру направили в эвакогоспиталь № 1252, где она стала начальником хирургического отделения. За фронтовые заслуги ее наградили орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалью «За освобождение Варшавы».

«Страшно было постоянно. И когда ехали на фронт, а наши теплушки начали бомбить. И когда соседний медицинский эшелон был полностью уничтожен самолетным огнем. И когда под пулями совместно с санитарами оказывала первую помощь. И когда ранение в бедро получила».

Александра Григорьевна демобилизовалась в августе 1945 года и получила назначение в городскую больницу города Дзержинска. Там она познакомилась с фронтовиком, за которого вышла замуж. Ее дальнейшая жизнь была связана с медициной. Она очень гордится своими «мирными» наградами — медалью «За долголетний добросовестный труд» и орденом Ленина: «Мой ежедневный труд не остался незамеченным!»

Как прошла генеральная репетиция Парада Победы на Красной площади в Москве. ФОТО>>

Как разминировать Балтийское море

Александр Петрович Карякин. Фото: Елена Хохлова

Александр Петрович Карякин, Озеры:

Александр Карякин родился в подмосковных Озерах в 1926 году. В 14 лет поступил в ремесленное училище. С началом войны ремесленников направили в Коломну, на завод тяжелых станков имени К. Е. Ворошилова. Там выполняли работы по присадке винтовок к ложу. В то время Александр увлекся тяжелой атлетикой и самостоятельно разработал для себя систему упражнений. В октябре 1943 года в возрасте 17 лет Александр отправился на фронт. Он попал в Балтийский флот, в артиллерийское училище имени И. Б. Сладкова. В мае 1944 года он занял свой пост на боевом корабле «Владимир Полухин».

«Балтийское море было заминировано. Одной из боевых задач было разминирование его акватории в пределах северного фарватера. „Владимир Полухин“ был одним из немногих кораблей, снабженных специальным устройством, позволявшим ходить по минному полю. Ликвидацией гальванических мин пришлось заниматься вплоть до октября 1950 года. Нужно было подвесить взрывчатку на мину, зажечь бикфордов шнур, отступить в укрытие. Для этого требовались точность, мастерство, быстрота реакции, профессионализм. Вот где пригодилась спортивная подготовка!»

Старший матрос Александр Карякин не бросил спорт: в свободное время он бегал на лыжах по замерзшему заливу. От сверхсрочной службы Александр отказался — в Озерах его ждала невеста Зинаида, которая стала его женой. Впоследствии Александр Петрович посвятил свою жизнь спорту, участвовал в городских, районных и областных соревнованиях, неоднократно становился победителем. Также он тренировал юных спортсменов-лыжников из Детской спортивной школы на базе профсоюза Озерского комбината «Рабочий».

«Для меня все в жизни интересно! Конечно, в основе всего — труд, это лекарство от всех болезней. А еще выдумка, фантазия, терпение, интерес к знаниям, к самой жизни во всех ее проявлениях!»

Как прошло перезахоронение воинов в деревне Смолино Наро-Фоминского района. ФОТО>>

Операция «Багратион» и детский концлагерь

Раиса Федоровна Шарапова. Фото: Ирина Зубарева

Раиса Федоровна Шарапова, Балашиха:

В 1941 году москвичка Раиса Шарапова окончила школу. Когда началась война, в военкомат пришел весь ее класс. За плечами у ребят были уроки ГТО («готов к труду и обороне»), на которых девочек учили оказывать первую помощь, а мальчиков — обращаться с огнестрельным оружием.

«Заместитель начальника комиссариата охладил наш пыл: „Я не могу таких детей, как вы, отправить на фронт. Если не передумаете, приходите завтра, когда будет начальник“. На следующий день все пришли снова».

До февраля 1942 года Раиса и ее одноклассники учились военному и медицинскому делу в подмосковной Кубинке. После этого вчерашних школьников отправили на фронт.

«Помню, как упала в обморок, увидев молодого солдата с распоротым осколком животом. Помню бои под Смоленском, Киевом, Николаевом. Помню разоренные и сожженные села, исхудалых и измученных людей, выползающих из подвалов. Форсирование Днепра 2-м Украинским фронтом, взломавшим Восточный вал, с помощью которого оккупанты надеялись остановить наступление советских войск».

Часть, в которой служила санинструктор Шарапова, приняла участие в операции «Багратион». Под Минском Раису ранили в ногу, потом она получила серьезную контузию. В медсанбате девушке предложили демобилизацию, но она отказалась. Весной 1945 года советские войска освобождали концентрационный лагерь в Германии, в котором содержались дети.

«На территории лагеря мы увидели гору человеческих костей. От одного из пленных немцев узнали, что кости планировалось перемолоть и использовать, как фосфор — для удобрения захваченных земель нашей страны».

После демобилизации Раиса Федоровна работала медицинской сестрой в ЦКБ им. Семашко. В 1950 году она вышла замуж за фронтовика Петра Васильевича Цыбизова и переехала в Балашиху. У них родились четыре дочери. Раиса Федоровна награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», за освобождение белорусских городов. Накануне предстоящего Дня Победы Раиса Федоровна придет в балашихинские школы, чтобы рассказать молодежи о подвиге советских солдат.

Более 50 тыс ветеранов прошли диспансеризацию в Подмосковье с начала 2016 г>>

Письма отца-фронтовика

Справа – Василий Петрович Солошенко, отец Валентины Васильевны Мухиной. Фото: из личного архива

Валентина Васильевна Мухина, Талдом:

«Я — ребенок войны. Наше с сестрой детство пришлось на самые страшные годы. Помню холод и голод, все время хотелось есть, а хлеб выдавался по граммам. Мама работала, с нами сидела бабушка, у которой мы просили хлебушка. Бабушка ругала нас и называла „жирунами“, а сама незаметно утирала слезы, поскольку ей нечего было дать внукам.

Мой отец Василий Петрович Солошенко в начале войны работал бригадиром тракторной бригады в Сталинградской области, выращивал хлеб для фронта. В августе 1942 года, когда наши войска сражались за оборону Сталинграда и загнали немцев в „котел“, отца призвали на войну. Я помню письма-треугольники, которые приходили с фронта от папы. В последнем письме он писал, что готовится десант на Тракторный район и Мамаев курган. И все. Потом мама получила извещение, что наш папа пропал без вести.

Мама растила нас одна, и слово „безотцовщина“ сопровождало меня всегда. Жизнь была трудной, но я смогла получить образование, трудилась, не покладая рук. Теперь я ветеран труда с 50-летним стажем работы. С годами мы с сестрой все больше постигали бессмертный подвиг нашего народа, величайшую жертву, принесенную на алтарь Великой Победы. Память о наших отцах-победителях всегда будет жива в наших сердцах. Низкий поклон всем, кто пережил тяжелейшие испытания в годы Великой Отечественной войны».

Ансамбль РВСН Минобороны РФ поздравил с 9 мая ветеранов войны в Люберецком районе>>