Отсюда не уходят: мифы и правда о работе в метро

Отсюда не уходят: мифы и правда о работе в метро
Истории
Владимир Песня

Фото - © Владимир Песня/РИА Новости

Более 8 миллионов человек ежедневно спускаются в московское метро. Для них подземка - это лишь средство передвижения, большинство пассажиров стремится поскорее добраться до нужной точки и выйти наверх. А есть люди, которые каждый день приходят в метро на работу. При этом у пассажиров сложились определенные стереотипы насчет работы сотрудников подземки. Ветераны московского метрополитена, которые работают под землей более 20 лет, рассказали РИАМО, как все происходит на самом деле, и развеяли некоторые мифы.

«Космический» поезд запустили в Московском метрополитене. ФОТОЛЕНТА>>

Миф 1. Работать в метро неинтересно

Фото: РИАМО, Татьяна Коробейник

Каждый раз, заходя в метро и глядя на дежурных в стеклянных кабинках у турникетов, невольно думаешь о том, как же им, наверное, скучно, и что пришли они сюда не по собственному желанию, а, как говорится, жизнь заставила. Однако такое мнение ошибочно.

Валентина Мамошина, контролер турникетов на станции «Университет»:

«Работать в метрополитен я пришла в мае 1993 года. Увидела объявление и решила, что эта работа будет мне интересна. Но насколько интересна, я тогда и представить не могла! Вот уже 23 года я верна своей профессии. Все это время работаю контролером автоматических пропускных пунктов на станции метро «Университет» и по-прежнему, получаю удовольствие от своей работы. Это особенный подземный город, в котором кипит интересная и необычная жизнь. Мне нравится моя работа, никогда не возникало желания поменять профессию.

Я первая из семьи, кто решил связать свою трудовую деятельность с метрополитеном. Вот уже и внуки вовсю интересуются у меня работой метро: как вести себя на станции и эскалаторе, куда можно обратиться, если что-то случилось. Тоже хотят идти сюда работать», - рассказала контролер турникетов на станции «Университет» Валентина Мамошина.

Светлана Синякова, кассир билетных касс на станции «Павелецкая» - кольцевая:

«В столичный метрополитен я пришла в трудные 90-е годы по совету одной из своих знакомых, работавших в этой транспортной системе. Уже тогда метрополитен, заботясь о своих сотрудниках, обеспечивал их хорошим социальным пакетом, постоянно улучшал условия труда. Выбор профессии можно назвать сознательным. На тот момент я думала, в первую очередь, о защите моих прав во время декретного отпуска. Сегодня мне трудно представить свою жизнь без метрополитена. Вот уже 23 года я постоянно прихожу на свое рабочее место, в кассу на станции «Павелецкая». Кому-то, может быть, это покажется странным, но у меня никогда не возникало желания сменить профессию. Я очень люблю свою станцию, привыкла к дружному коллективу.

Метрополитен - особый мир, который очень сильно притягивает. Соприкоснувшись с ним, начинаешь жить в особом ритме. Уйти отсюда для меня оказалось невозможным. У меня здесь много настоящих друзей, с которыми любые проблемы по плечу. Хотелось бы отметить наш замечательный коллектив, надежный, задорный.

Пассажиропоток на нашей станции очень большой – она находится рядом с Павелецким вокзалом. Через кассовые окна приобретают билеты и пополняют карту «Тройка» ежедневно более 2,5 тыс. человек. Когда начинала, думала, что не выдержу такого ритма, а сейчас уже не представляю себя без любимой работы, которая заполняет мою жизнь целиком».

Кинопоезд Московского метро: звезды советского кино и первые пассажиры. ФОТОЛЕНТА>>

Миф 2. Контролеры в метро не дают справок

Фото: РИАМО, Анастасия Осипова

Многие из нас думают, что суровые и неприступные тетушки-дежурные ни за что, никому и ничего не расскажут, так что обращаться к ним с вопросами бесполезно.

«Мне нравится работать с людьми, я испытываю большое удовлетворение, когда могу оказать им своевременную помощь или даже просто дать хорошую консультацию и ответить на вопросы. Пассажиры частенько обращаются с разными вопросами и за помощью. Совсем недавно, это было неожиданно для меня, подошла женщина с кардиостимулятором и выразила благодарность за вежливое и хорошее обслуживание. Несомненно, это поднимает настроение, хочется работать еще лучше», - признается Валентина Мамошина.

«Порой приходится подавлять свои эмоции, контролировать поведение отдельных пассажиров. Я делюсь своим опытом с молодыми сотрудницами, помогаю им освоиться в профессии, подсказываю, как лучше поступить в той или иной ситуации», - добавляет она.

Ночные пассажиры метро: про «резиновые» вагоны, «зоопарк» и тройку лошадей>>

Миф 3. Дежурные не выходят из своих кабинок

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

Среди пассажиров бытует мнение о том, что дежурные у турникетов и эскалаторов едва ли приносят какую-то пользу и чуть ли не спять на рабочем месте.

«Главное требование, которое предъявляется к сотрудникам метрополитена, — обеспечить безопасность пассажиров, которых мы перевозим. Без внутренней самодисциплины, собранности и ответственности невозможно справиться с должностными обязанностями.

Часто приходится предотвращать нештатные ситуации и всегда думать о безопасности пассажиров. Был в моей практике такой случай: услышала крик «Остановите, помогите!». Оказалось, женщине на эскалаторе стало плохо, и она начала падать. Необходимо было остановить эскалатор, чтобы предотвратить цепочку падений людей. Я бросилась к эскалатору и выкрутила ручку «Стоп», тем самым предотвратив травмирование других пассажиров (ручка «Стоп» расположена не только в нижней части, но и в верхней части эскалатора, ею и воспользовалась контролер, хотя это и не входило в ее обязанности - прим. ред.). За оперативность и бдительность мне была вручена Благодарность от начальника Московского метрополитена», - рассказала Валентина Мамошина.

Как метро Москвы борется с гриппом: кварцевание и химобработка вагонов. ФОТОЛЕНТА>>

Миф 4. Кассиры метро никогда не улыбаются

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

Мы привыкли видеть за окошками касс метро в основном неприветливых дам. Однако новые технологии, применяемые в метрополитене, значительно облегчили им работу м сделали кассиров добрее, как в мультфильме про почтальона Печкина.

«Мне всегда нравилось работать с людьми, но это очень сложно. Прямые обязанности кассира – обслуживание наших любимых пассажиров, что я с удовольствием и делаю. Хочется, чтобы от кассы люди уходили с хорошим настроением и сохраняли его во время поездки. Пассажиры всегда были разными, и раньше, и сейчас. Они отличаются разным социальным статусом, возрастом, разным настроением. Порой приходится гасить негатив. Я стараюсь всегда по-доброму относиться к людям. Есть очень хороший советский мультик, где мама дает замечательный совет своему сыну-енотику: улыбнись своему отражению, и оно улыбнется тебе. Я часто испытываю это на себе, общаясь с пассажирами», - развенчала миф Светлана Синякова.

«Через нашу кассу проходит очень много приезжих пассажиров. Большинство из них не умеет пользоваться аппаратами по продаже билетов на 1-2 поездки, многие испытывают трудности при выборе правильного тарифа оплаты поездок. Люди обращаются за консультацией, приходится им подробно и терпеливо все объяснять. Например, не все москвичи знают, что, после пополнения карты «Тройка» через Интернет или банковскую карту, «Тройку» необходимо активировать на желтых терминалах, стоящих рядом с кассами на всех станциях. Есть и смешные истории, многие из них связаны со студенческим сленгом и юмором, с нестандартными вопросами некоторых пассажиров. Один из них просил билет на вездеход по тарифам метрополитена», - добавила собеседница агентства.

По ее словам, нововведения в метро значительно облегчают жизнь не только пассажирам, но и сотрудникам подземки.

«Расширяется Москва, увеличивается число жителей мегаполиса и, соответственно, число пассажиров. Несмотря на это, работать стало легче. Если раньше все шли через кассы, приобретая жетоны на поездки, то теперь для оплаты применяются различные технические разработки. Многие москвичи пользуются при оплате проезда «Единым» билетом, билетом «90 минут», картой «Тройка», банковскими карточками с функцией оплаты метро. Недавно запущена технология оплаты при помощи мобильного телефона – «Мобильный билет». Все это, конечно, делает нашу работу менее напряженной. Сейчас у нас в кассе работает три окна, раньше было два, увеличилось и число кассиров до 16 человек. Московский метрополитен постоянно улучшает качество обслуживания пассажиров. Кассы оборудуют системами записи переговоров «кассир-пассажир», их планируют установить на всех станциях метрополитена», - уточнила кассир.

Самый старый поезд московского метро: сложная реставрация и новая жизнь. ФОТОЛЕНТА>>

Миф 5. Зоны досмотра на входе в метро не работают

Фото: РИАМО, Татьяна Коробейник

Создается впечатление, что досмотровые зоны, недавно появившиеся при входе на станции подземки, оборудованные специальной установкой для просвечивания багажа, по сути не функционируют.

«Московский метрополитен для комфорта пассажиров вводит много новшеств, увеличивает количество пассажирских сервисов. Поэтому работать становится легче. Так, большим подспорьем в нашей работе стало введение досмотровых зон. Теперь наши напарники – специалисты этих зон, которые в случае возникновения нештатных ситуаций готовы прийти на помощь. Также появился Wi-Fi и различные тематические вагоны», - рассказала контролер Валентина Мамошина.

«Осторожно, двери закрываются»: чьим голосом «говорит» московское метро>>

Евдокия Никифорова