Прямой зрительный контакт вызывает тревогу у аутистов — психолог Морозова

Прямой зрительный контакт вызывает тревогу у аутистов — психолог Морозова
Здравоохранение
Глаза

Фото - © Глаза/wirestock

РИАМО - 2 апр. Многие аутичные люди признаются, что прямой зрительный контакт вызывает у них тревогу и/или неприятные ощущения, сообщила эксперт фонда «Обнаженные сердца», клинический психолог Татьяна Морозова.

«Действительно, некоторым аутичным людям бывает трудно поддерживать зрительный контакт во время общения. Именно поэтому многие из них предпочитают во время коммуникации пользоваться периферическим зрением. Это может выглядеть так, будто они глядят в другую сторону, вместо того чтобы смотреть на собеседника. Многие аутичные люди признаются, что прямой зрительный контакт вызывает у них тревогу и/или неприятные ощущения», – сказала Морозова

Она добавила, что затруднение в поддержании привычного для типично развивающихся людей глазного контакта — это проявление нарушения социального взаимодействия, одного из ключевых дефицитов при аутизме.

«При этом нарушение зрительного контакта не является диагностическим критерием аутизма, так как вовсе не все аутичные люди испытывают подобные затруднения. Раньше считалось, что этот симптом должен быть у каждого человека с аутизмом, но это не так. Имеющиеся у аутичных людей трудности социального взаимодействия и коммуникации разнообразны», – рассказала психолог.

Морозова уточнила, что это касается и использования жестов во время беседы, и выражения лица, и интонирования голоса, и позы, и многого другого. Все это может оказаться сложным для человека с аутизмом, но, зачастую, именно избегание зрительного контакта сильнее всего бросается в глаза.

«Дети с расстройством аутистического спектра могут проявлять самое разное проблемное поведение: агрессию, самоповреждение, разрушение, пикацизм, то есть поедание несъедобного, истерики, крики и так далее. Эти виды поведения могут доставлять неприятности родителям и мешать ребенку достичь своего полного потенциала», – отметила специалист.

Она информировала, что проблемное поведение может осложнять или даже делать невозможным выполнение повседневных задач, таких как одевание, прием пищи или поход в магазин.

«У большинства детей проблемное поведение используется, чтобы сообщить о каком-то желании или потребности. Например, некоторые дети могут бить других, чтобы получить внимание, а другие – чтобы избежать выполнения какого-либо задания. Одной из самых эффективных программ помощи, направленных на работу с проблемным поведением, является прикладной анализ поведения», – разъяснила Морозова.

Клинический психолог резюмировала, что первый шаг в работе с проблемным поведением – определить его назначение. Затем можно разработать программу, которая способствует развитию более надлежащего способа выразить то, что хочет ребенок.

«Продолжительность программы помощи будет зависеть от конкретных потребностей. Получить такие услуги можно у сертифицированного специалиста по прикладному анализу поведения или психолога с опытом поведенческого вмешательства», – заключила специалист.

2 апреля, начиная с 2008 года, ООН установила Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Цель этого дня — наглядно продемонстрировать необходимость помогать людям, страдающим этим неизлечимым заболеванием, а также по возможности повышать уровень их жизни.