Москва и Астана договорились об авиаперевозках через аэропорт «Жуковский»

Москва и Астана договорились об авиаперевозках через аэропорт «Жуковский»
Транспорт

РИАМО - 9 мар. Россия и Казахстан нашли компромисс по ряду взаимных претензий, связанных с подмосковным аэропортом «Жуковский», Астана признала аэропорт региональным, что должно увеличить число рейсов в Астану и Алматы, а Москва разрешила казахской Air Astana летать по транссибирским трассам в Монголию без роялти, которые обычно платят иностранные перевозчики, пишет в четверг газета «Коммерсант».

«Российские авиакомпании получили возможность выполнять рейсы из аэропорта «Жуковский» в Астану и Алматы. Это стало возможным в обмен на предоставление авиакомпаниям Казахстана права летать в Монголию по транссибирским трассам над территорией РФ. В министерстве по инвестициям и развитию Казахстана уточнили, что решение было принято «по итогам ряда переговоров на основе сложившегося двустороннего партнерского сотрудничества». В Астане уточнили также, что казахские перевозчики смогут «открыть новые направления – в Улан-Батор и Токио», - говорится в материале.

По данным газеты, кроме того, авиавласти двух стран договорились назначать двух перевозчиков с каждой стороны на маршрутах между РФ и Казахстаном с частотой семь рейсов в неделю и возможностью дальнейшего увеличения до 14 рейсов. Пока на маршрутах Москва – Астана и Москва – Алматы по одному перевозчику с частотой семь раз в неделю – «Аэрофлот» и Air Astana. Из регионов РФ летают S7, «Победа», Scat Airlines. Перевозчики Казахстана получили и право ежедневно летать из Астаны и Алматы в Байконур (космодром в аренде у РФ). Сейчас туда летают авиакомпания АЛРОСА, «Руслайн» и «Уральские авиалинии», но по разовым разрешениям.

Регулирование авиаперевозок входило в число наиболее острых проблем между РФ и Казахстаном. Ранее Москва отказывалась разрешать Air Astana летать по транссибирским маршрутам в Монголию без роялти (платежи, которые берутся со всех иностранных компаний на таких маршрутах), опасаясь создания прецедента, поясняется в сообщении.

По данным газеты, в Air Astana называли аргумент несостоятельным, поскольку маршрут начинается и заканчивается в Азии. В министерстве по инвестициям и развитию Казахстана заявили, что альтернативный пролет в Монголию через Китай обходился бы дороже.

РФ также настаивала на предоставлении семи частот для второго перевозчика, не аффилированного с первым («Аэрофлотом»), на что Казахстан был не готов (в стране нет второй достаточно крупной авиакомпании). А Минтранс РФ, присвоивший аэропорту «Жуковский» статус регионального, заинтересован в признании этого спорного решения авиавластями других стран. Это давало бы «Жуковскому» право пользоваться имеющимися в межправительственных соглашениях невыбранными квотами на полеты из регионов РФ за рубеж, тогда как столичные квоты «Шереметьева», «Внукова» и «Домодедова» по популярным направлениям выбраны. Ранее региональный статус «Жуковского» вызывал вопросы, например, у Израиля и Таджикистана. В итоге в ноябре 2016 года с таджиками удалось договориться о временном паритете, уточняет издание.

Но компромисс, разрешающий спорные вопросы, может создать и ряд рисков. Источник газеты, знакомый с ситуацией, отметил, что решение «оценивается как неравнозначное», так как российская сторона «упустила реальный рычаг управления воздушным сообщением в пределах СНГ, уступив в вопросе полетов по транссибирским трассам». Другой собеседник газеты добавил, что «признание «Жуковского» региональным и назначение новых авиакомпаний создаст серьезный прецедент, означающий, что существующую систему двусторонних соглашений можно видоизменять в зависимости от ситуации».

Открытие международного аэропорта в Жуковском состоялось 30 мая 2016 года. «Жуковский» — новый международный аэропорт, находящийся в 23 километрах от Москвы на территории аэродрома «Раменское» с самой длинной в Европе взлетно-посадочной полосой (5,5 тысяч метров), что позволяет осуществлять прием пассажирских и грузовых воздушных судов любого типа. Первый рейс вылетел из аэропорта 12 сентября 2016 года. Развитием аэропортового комплекса занимается ОАО «Рампорт Аэро», совместное предприятие ОАО «ТВК Россия» (госкорпорация «Ростех») и международного авиационного холдинга ASG.