В центре «Орехово‑Зуевский» реализуют коррекционные программы для детей с задержкой речи

В центре «Орехово‑Зуевский» реализуют коррекционные программы для детей с задержкой речи
Общество

Фото - © Министерство социального развития Московской области

РИАМО - 14 ноя. Сегодня отмечается международный день логопеда. Задержка речевого развития — одна из распространенных на сегодняшний день проблем у детей дошкольного возраста и с каждым годом число таких ребят растет, сообщает пресс-служба регионального Минсоцразвития.

«Логопеды и дефектологи помогают детям и взрослым с различными проблемами в области речи, психики, интеллекта, поведения и социализации. Чаще всего у дошкольников встречается диспраксия — нарушение слоговой структуры слова, а также речевая слуховая агнозия — нарушение фонематических процессов и, как правило, ребята приходят с нарушениями замены звуков и слоговой структуры, то есть могут произносить только один слог «со» вместо целого слова «собака». Кроме этого, все чаще специалисты работают с нарушениями восприятия и понимания речи. Комплексная работа проводится на базе детского реабилитационного отделения комплексного центра «Орехово-Зуевский» в городе Куровское», — рассказали в министерстве социального развития Московской области.

Занятия проводят учителя-дефектологи с детьми дошкольного и школьного возраста в двух форматах — индивидуальном и групповом. На групповых занятиях ребят объединяют по уровню речевого развития.

«На сегодняшний день, нарушение слоговой структуры слова встречается у каждого второго ребенка, посещающего наше отделение, поэтому сначала мы работаем над базой: речь, слух, восприятие и подражание, а затем постепенно выводим на слоги, слова, фразы и уже затем на полноценную речь», — рассказывает учитель-дефектолог Светлана Кошевская.

Артикуляционная гимнастика — базовый этап, с которого начинается любое занятие, чтобы в дальнейшем облегчить дефектологу работу со звукопостановкой. У каждого упражнения есть своя определенная ассоциация — язык «вправо-влево» ассоциируется с работой часов, а при выполнении упражнения «парус» у ребенка появляется ассоциация поднять язык вверх, схожая с поднятием паруса. Здесь специалисты используют также элементы биоэнергопластики, то есть соединения гимнастики для языка с движением кистей рук. Это хороший вспомогательный элемент, так ребенок наглядно понимает, как работают мышцы лица и артикуляционного аппарата.

«Такие занятия очень помогли трехлетней Ариане год назад. Сначала она посещала психолога, а затем стала заниматься и у дефектолога. У ребенка была нарушена слоговая структура слова и речевое дыхание, но при этом мыслительные процессы полностью в норме. При этом девочка говорила только слогами, например «си» вместо «синий». Спустя год занятий она начала ходить в обычный детский сад. В социальный центр приходит только два раза в неделю, уже говорит целыми фразами. Безусловно, еще есть над чем работать, но в целом ее уже можно отчетливо понимать», — рассказывает Кошевская.

Работа в отделении ведется в комплексе. Учителя-дефектологи Светлана Кошевская и Светлана Михалева «ведут» ребенка совместно с психологами, специалистами лечебной физкультуры, разбирают успехи, сложные случаи и над чем предстоит усилить работу. Индивидуальные и групповые занятия со специалистом проходят в игровой форме. Это оптимальный вариант для детей, поскольку в игре они лучше усваивают информацию.

На групповых занятиях ребята учатся представляться и приветствовать друг друга. В формате игры учатся следовать инструкциям взрослых, разбирают схему тела и учатся контролировать движения. Основной этап — это лексика, грамматика, звукопостановка и автоматизация звуков, а затем закрепление материала в игровой форме. Специалисты всегда чередуют формы работы: в движении и спокойном состоянии, поскольку у ребят с задержкой речевого развития, как правило, низкая концентрация внимания, поэтому им необходима частая смена деятельности.

«В последние годы мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5-3 года ребенок — это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится. На самом деле, такой подход не верен. Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка и не тянуть с обращением к специалистам. Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно развиваться», — заключила заведующая отделением Галина Буталова.

Обратиться за помощью можно по телефону реабилитационного отделения: 8 (496) 411-17-70, либо по адресу: город Куровское, улица Коммунистическая, дом № 48.

Ранее губернатор Подмосковья Андрей Воробьев сообщил, что в школах стараются искать и внедрять новые методики.

«Мы считаем, что качество жизни во многом определяет образование. <…> Весь вопрос — как наша система, какие шансы она дает на реализацию нашего ребенка в будущем? Те методики, которые мы внедряем, стараемся искать новое, не отторгать, а все-таки обсуждать и внедрять в наших самых разных школах», — сказал Воробьев.