В России обсудили повышение доступности нотариальных услуг для граждан

В России обсудили повышение доступности нотариальных услуг для граждан
Общество

Фото - © Сайт мэра Москвы

РИАМО - 12 фев. В России составлены рекомендации по итогам семинара-совещания на тему «Повышение доступности нотариальных услуг для граждан: развитие цифровых сервисов», проведенного Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при Совете Федерации ФС РФ, сообщает пресс-служба Комитета.

В дискуссии приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители министерства юстиции Российской Федерации, министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, экспертного сообщества, образовательных и научных организаций.

Внедрение новых цифровых сервисов, развитие механизмов электронного взаимодействия нотариата с органами публичной власти и интеграция с Единым порталом государственных и муниципальных услуг в настоящее время обеспечивают все большую доступность, оперативность и удобство в получении нотариальных услуг гражданами и юридическими лицами. Новые возможности цифрового нотариата также позволяют повысить качество нотариальных услуг и существенно сократить сроки их предоставления.

Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной нотариальной палатой с 15 марта 2023 г. на ЕПГУ введен в эксплуатацию сервис «Запись на прием к нотариусу». В настоящее время к нему подключены 88 субъектов Российской Федерации и свыше 5 тыс. нотариусов (что составляет порядка 75% от их общего количества), запись на прием осуществляется по 51 нотариальному действию. Согласно статистическим данным сервис востребован населением, им воспользовалось свыше 16 тыс. граждан.

Исходя из необходимости дальнейшего развития и совершенствования сервиса «Запись на прием к нотариусу», иных цифровых сервисов и механизмов электронного взаимодействия нотариата с органами публичной власти, гражданами и организациями участники семинара-совещания составили рекомендации.

Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой рассмотреть возможность корректировки формулы расчета экономически обоснованного предельного размера регионального тарифа за совершение нотариальных действий с целью понижения указанного тарифа в случае оформления нотариальных документов в электронной форме.

Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций рассмотреть вопрос о возможности автоматизации посредством ЕПГУ процесса выплат кредитными организациями денежных средств в рамках отношений по наследованию имущества; организовать проведение мониторинга деятельности уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части эффективности эксплуатации сервиса «Запись на прием к нотариусу» в субъектах Российской Федерации.

Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций совместно с Федеральной нотариальной палатой: обеспечить доработку сервиса «Запись на прием к нотариусу» в части расширения перечня нотариальных действий, доступных при записи посредством ЕПГУ; закрепить в карточке записи опции, предусматривающие возможность информирования нотариуса о необходимости обеспечения дополнительных условий осуществления нотариальных действий для граждан с ОВЗ, получения нотариальных услуг вне рабочего места нотариуса, с участием переводчика и т.п.

Также министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций совместно с Федеральной нотариальной палатой необходимо: рассмотреть вопрос о необходимости доработки механизма применения в юридическом обороте электронных нотариальных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) нотариуса, в случае истечения срока действия УКЭП на момент применения соответствующего нотариального документа; рассмотреть вопрос о разработке дорожной карты развития цифровых сервисов, обеспечивающих нотариальную деятельность, на ЕПГУ на 2024 год.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации нужно: активизировать работу по информированию населения о сервисе «Запись на прием к нотариусу» в помещениях многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, на региональных сайтах госуслуг и официальных сайтах органов публичной власти, в средствах массовой информации.

Правительству города Москвы совместно с Федеральной нотариальной палатой: рассмотреть возможность интеграции сервиса записи на прием к нотариусу, размещенного на Официальном портале Мэра и Правительства Москвы, с сервисом «Запись на прием к нотариусу», размещенном на ЕПГУ.

Федеральной нотариальной палате: продолжить информационно-разъяснительную работу с представителями нотариального сообщества о необходимости использования сервиса «Запись на прием к нотариусу» на ЕПГУ; продолжить работу по переводу нотариальных документов, в том числе свидетельства о праве на наследство (по счетам в банках), в машиночитаемый формат.