Сергей Гущин: биография предпринимателя

Общество
Сергей Гущин — эксперт в транспортной отрасли

Фото - © Сергей Гущин — эксперт в транспортной отрасли

Сергей Гущин (Sergey Gushchin) — предприниматель, чей профессиональный путь неразрывно связан с эволюцией транспортной отрасли в РФ. Его подход к созданию структур — от идеи и воплощения до самостоятельно работающей системы — стал своеобразной визитной карточкой. Начиная каждый проект с нуля, он выстраивал механизмы, задававшие новый темп развития индустрии.

Содержание:

  • Гущин Сергей. Путь предпринимателя: основные вехи
  • Образовательный бэкграунд
  • Гущин Сергей Анатольевич и первые шаги в бизнесе: особенности рынка
  • Подробности развития транспортного направления
  • Сергей Гущин. Философия «чистого листа»
  • Стратегия диверсификации
  • Выход на транснациональную арену
  • Сергей Анатольевич Гущин. Социальная ответственность

Гущин Сергей. Путь предпринимателя: основные вехи

Гущин Сергей Анатольевич родился в 1966 году в Воронеже в семье заводских рабочих. Детство будущего предпринимателя прошло в атмосфере, где ценилось трудолюбие.

В 1981 году, еще школьником, Гущин Сергей познакомился с индустриальной сферой изнутри, устроившись на летние каникулы на воронежский шинный завод. Этот опыт не только принес первый самостоятельный заработок, но и заложил понимание технологических процессов.

В 1987 году Сергей Гущин начал работать на заводе вычислительной техники, его отдел отвечал за поддержку состояния копировальных аппаратов заказчиков. Это была единственная в городе компания с такой специализацией.

В 1991 году Сергей Анатольевич Гущин и его коллега сделали первые шаги к созданию компании «Альфа-Сервис». Профиль организации был идентичен предыдущему месту работы. Предприятие зарегистрировали в 1992 году, помогла наработанная клиентская база. Кроме того, Сергей Гущин штудировал литературу по экономике и менеджменту. После успешного развития бизнеса он передал управление сооснователю, сосредоточившись на перспективах железнодорожной отрасли.

В 1996 году Гущин Сергей ненадолго погрузился в создание местного филиала компании, предоставлявшей услуги по железнодорожной доставке груза от производителя к потребителю. В эту отрасль попал по приглашению будущего бизнес-партнера во многих проектах. Оказалось, что в сфере ж/д перевозок возможностей для карьерного развития и финансового роста в разы больше (заработок за месяц равнялся годовой выручке в «Альфа-сервисе»), тогда предприниматель принял решение сменить род деятельности. Так биография Сергея Гущина приобрела новый вектор развития.

В 1997 году Сергей Анатольевич Гущин с партнером создали на Юго-Восточной железной дороге предприятие «Трансгарант». Начинали с экспедиторской деятельности, а в 2000 году было решено формировать собственный парк вагонов. Спустя 6 лет состоялась интеграция «Трансгаранта» в Группу FESCO — одну из самых крупных транспортно-логистических компаний РФ с широким портфелем активов. После объединения Гущин Сергей Анатольевич был назначен заместителем президента ГК по железнодорожному дивизиону, где проработал до 2009 года.

В 2007 году началось строительство первого вагоноремонтного предприятия, которое положило начало созданию группы компаний Rail Service, объединившей впоследствии несколько специализированных заводов по ремонту и строительству подвижного состава. В ноябре 2023 года Гущин Сергей продал свою долю в холдинге.А годом ранее вышел из совета директоров АО «Трансконтейнер».

В период с 2018 по 2023 год занимался проектами в секторе сельского хозяйства и утилизации твердых бытовых отходов. Параллельно Сергей Гущин приступил к формированию своих позиций на международном рынке, используя многолетний опыт создания и управления крупными структурами. В 2023 году, после завершения всех российских проектов, переключился на развитие бизнеса за рубежом.

Образовательный бэкграунд

Сергей Гущин - предприниматель

Фото - © Сергей Гущин - предприниматель

Первоначально в планах будущего предпринимателя была учеба в мореходном училище, но из-за ухудшившегося зрения — последствия занятий боксом — пришлось искать альтернативные варианты. Сергей Гущин, биография которого могла сложиться совершенно иначе, проявил твердый характер и переориентировался, выбрав другую техническую специальность в Воронежском среднем профессиональном образовательном учреждении.

На отделении «монтаж и наладка систем контроля и автоматики» не существовало ограничений по зрению. Учеба здесь заложила базу для понимания сложных производственных процессов. Выпускная работа Сергея Гущина была посвящена автоматизации дегидрирования этилбензола в стирол. В 1985 году Сергей Анатольевич Гущин получил квалификацию техника-электромеханика.

Следующим этапом образования стал радиотехнический факультет Воронежского политехнического института, где будущий предприниматель изучал принципы работы сложных технических систем. Параллельно с обучением Гущин Сергей развивал первые коммерческие проекты.

В 2000 году, уже имея значительный опыт в бизнес-сфере, Гущин Сергей Анатольевич поступил в Академию народного хозяйства, специальность — «Финансы и кредит». В том же году прошел профпереподготовку по направлению «Бизнес и финансы». Выбор был обусловлен необходимостью дополнить накопленные компетенции теоретическими знаниями в области экономики и управления.

Комбинация технического и экономического образования сформировала комплексный подход Гущина Сергея к решению бизнес-задач. Понимание инженерных аспектов в сочетании с финансовой экспертизой позволило эффективно развивать предприятия в технологически сложных отраслях промышленности.

Гущин Сергей Анатольевич и первые шаги в бизнесе: особенности рынка

В начале 1990-х годов рынок технического обслуживания копировальной техники только формировался. В биографии Сергея Гущина этот период отмечен активным изучением передовых технологий — он посещал курсы в Риге, где освоил особенности работы с иностранным оборудованием.

Становление первого бизнеса происходило в условиях тотального дефицита сервисных центров. Каждый копировальный аппарат в организациях Воронежа требовал профессионального обслуживания, а специалистов в этой области было критически мало. Это стало одной из основных причин перехода Гущина Сергея в частный бизнес на том этапе, когда коммерческая инициатива в этом сегменте только формировалась.

Обслуживая около десяти организаций, включая предприятия железнодорожной отрасли, будущий бизнесмен освоил принципы взаимодействия с корпоративными клиентами и получил опыт в сфере технического сервиса. Работа носила разъездной характер, мастера самостоятельно посещали подконтрольные объекты, подписывая на месте акт об оказанной услуге. В качестве оплаты Гущин Сергей получал процент — пятую часть от сделки.

Принципиально новым подходом для того времени стала разработка системы профилактического обслуживания. Вместо реагирования на уже возникшие неполадки, Сергей Гущин внедрил практику предупреждения поломок. Такой подход значительно повысил надежность работы техники у клиентов и сформировал долгосрочные партнерские отношения с компанией «Альфа-Сервис».

Сергей Гущин вспоминает, что идея ухода в коммерцию появилась после первого индивидуального заказа. Партнеры получили за него оплату, в полтора раза превышающую их заработок за целый месяц.

Экспедиторский бизнес середины 1990-х годов отличался сложной системой взаиморасчетов. Часто оплата услуг производилась не деньгами, а бартером или тарифными преференциями. Именно такая схема сотрудничества открыла Гущину Сергею Анатольевичу новые перспективы — полученные взамен на обслуживание копировальной техники тарифы на железнодорожные перевозки стали предпосылкой к его уходу в ж/д отрасль.

Впоследствии опыт организации сервисного обслуживания оказался ценным при создании железнодорожных предприятий. Принципы выстраивания долгосрочных отношений с клиентами, которых придерживался Сергей Анатольевич Гущин, внимание к техническим деталям и важность профилактического обслуживания легли в основу работы будущих транспортных компаний.

Подробности развития транспортного направления

На рубеже тысячелетий транспортная отрасль России переживала период фундаментальных изменений. Сергей Гущин, биография которого неразрывно связана со становлением частного железнодорожного бизнеса, одним из первых оценил потенциал независимых операторских компаний.

Развитие «Трансгаранта» шло по нескольким стратегическим направлениям:

  • формирование диверсифицированного парка вагонов для перевозки различных грузов
  • внедрение автоматизированных систем управления подвижным составом
  • создание комплексных логистических решений, объединяющих железнодорожные и автомобильные перевозки
  • разработка специализированных маршрутов для промышленных предприятий

Особое значение в масштабировании бизнеса Сергея Анатольевича Гущина приобрело создание компании «Спецтрансгарант». Предприятие специализировалось на перевозках в танк-контейнерах, которые на тот момент только начинали использоваться в России. Парк компании постепенно вырос до нескольких тысяч единиц, что позволило обеспечивать транспортировку широкого спектра химических грузов и газов.

Важным технологическим прорывом стало внедрение системы мониторинга грузов. Четыре раза в сутки обновлялась информация о местонахождении каждой транспортной единицы с указанием характера груза и маршрута. Как отмечает Гущин Сергей Анатольевич, это позволило повысить эффективность использования подвижного состава и качество обслуживания клиентов.

В 2006 году компания под руководством Сергея Анатольевича Гущина реализовала инновационный проект по организации перевозок труб большого диаметра. На сети российских железных дорог появились специализированные длиннобазные платформы новой конструкции, способные перевозить грузы длиной более 24 метров.

Сергей Гущин. Философия «чистого листа»

Сергей Гущин – управленец с большим опытом

Фото - © Сергей Гущин – управленец с большим опытом

Главным принципом в развитии бизнес-проектов в биографии Сергея Гущина стало создание предприятий с нуля.

Ключевые элементы стратегии, которой придерживался Сергей Анатольевич Гущин, включали:

  • самостоятельное проектирование и строительство производственных объектов
  • формирование команд из профессионалов отрасли
  • внедрение современных технологий на этапе запуска
  • создание эффективных систем управления

Особенно ярко этот подход Гущина Сергея Анатольевича проявился при выстраивании производственной базы Rail Service. Каждое предприятие холдинга возводилось с нуля. Такой метод позволил создать современные заводы, изначально ориентированные на высокие стандарты качества. География присутствия холдинга охватывала ключевые промышленные центры — от Центрального черноземья до Урала и Сибири.

Принцип «чистого листа» распространялся не только на промышленные объекты. При создании цифровых систем для транспортной отрасли в рамках «Сервисного центра Транстелематика» (проект, который появился в 2010 году) Сергей Анатольевич Гущин также применял подход полного цикла: от разработки концепции до внедрения готовых решений.

Стратегия диверсификации

«Сервисный центр Транстелематика» создавал цифровые решения для транспортной отрасли. Организация разрабатывала системы видеонаблюдения и программное обеспечение для общественного транспорта. Будучи акционером, Гущин Сергей Анатольевич руководил этим технологическим проектом до 2019 года, после чего реализовал свою долю.

В 2018 году начала работу «Новая Зерновая Компания» — еще один шаг в диверсификации бизнес-портфеля предпринимателя. В этот же период Гущин Сергей Анатольевич вошел в число собственников «ЭкоЛайн» — предприятия по сбору и утилизации отходов. Продал свою долю в 2020-м. А спустя три года Сергей Гущин вышел из аграрного проекта.

Выбор разных сфер деятельности, включая отдельное направление — «Спецтрансгарант» — позволил создать устойчивую структуру, где каждый элемент дополнял другие, формируя эффективную систему, отмечает Гущин Сергей Анатольевич.

Выход на транснациональную арену

В 2018 году началось формирование международного направления деятельности. Сергей Анатольевич Гущин применил отработанные в РФ принципы создания эффективных предприятий на глобальном рынке.

С конца 2021 года базой для развития бизнеса стали ОАЭ. В этой стране заработало предприятие, занимающееся организацией морских грузоперевозок. Решение Гущина Сергея Анатольевича об открытии компании связано с расположением Эмиратов в центре мировых торговых маршрутов. Это дает стабильный доступ к передовой портовой инфраструктуре.

В рамках диверсификации международного бизнеса там же был запущен медиапроект — радиостанция «Волна». Направление, не связанное напрямую с логистикой, демонстрирует готовность Гущина Сергея Анатольевича к освоению новых сфер деятельности на зарубежных рынках.

К 2023 году произошла полная переориентация на международные операции. После продажи российских активов Гущин Сергей Анатольевич сосредоточился на развитии глобальных транспортных маршрутов.

Сергей Анатольевич Гущин. Социальная ответственность

Сергей Гущин развивает логистический бизнес

Фото - © Сергей Гущин развивает логистический бизнес

Меценатская деятельность Сергея Анатольевича Гущина имеет несколько основных направлений. В их числе:

  • поддержка отраслевых инициатив
  • сохранение культурного наследия
  • развитие социальных проектов.

Это позволяет решать задачи разного масштаба — от восстановления исторических памятников до защиты интересов профессиональных сообществ.

Сергей Гущин, биография которого отмечена работой в ассоциациях, имел отношение к «Союзу вагоноремонтных предприятий». Это организация занимается выработкой единых стандартов работы, участвует в формировании нормативной базы и способствует внедрению передовых технологий в сфере ремонта подвижного состава. До середины 2023-го Гущин Сергей возглавлял ее Наблюдательный совет.

Знаковым событием 2024 года стало завершение реставрации храма во имя Святой Живоначальной Троицы в селе Верхняя Тишанка, возникшего в 17 веке вокруг мужского монастыря. История восстановленной церкви, построенной в 1905 году, тесно связана с развитием региона, обращает внимание Сергей Анатольевич Гущин. В советское время здание использовали как хозяйственное помещение: здесь размещались тракторная мастерская, молочный цех, склад удобрений. К моменту начала ремонтных работ храм, причисленный к объектам культурного наследия, находился в аварийном состоянии. За вклад в восстановление этого исторического памятника Сергей Гущин отмечен орденом РПЦ, которым награждаются лица, многое сделавшие для возрождения духовной жизни.